Почему обвалились акции СПБ Биржи
В понедельник, 27 ноября, акции СПБ Биржи пережили ажиотажную распродажу на фоне публикации заявления о признании площадки банкротом в картотеке Арбитражного суда города Москвы. Имя заявителя, сумма претензий, а также какие-либо подробности на тот момент в карточке не раскрывались.
Вечером 27 ноября СПБ Биржа сообщила, что не подавала заявление на банкротство и что инициирует расследование о подлоге документов.
В четверг, 30 ноября, новый глава СПБ Биржи Евгений Сердюков вновь заявил, что площадка не планирует банкротство или ликвидацию. В то же время, по его словам, биржа до сих пор не обратилась в правоохранительные органы.
Арбитражный суд не принял заявление о банкротстве, оно было возвращено из-за несоблюдения требований при подаче заявлений. Согласно определению суда, заявление было отклонено из-за того, что заявитель должным образом не опубликовал информацию о готовящемся банкротстве в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц («Федресурсе»).
Из формулировок судьи следует, что заявление о банкротстве поступило от имени самой СПБ Биржи, но вопрос подлинности документа в определении никак не оговаривается.
Как это могло произойти
Арбитражный суд обязан зарегистрировать поданное в электронном или бумажном виде заявление о банкротстве, причем судебный секретарь сверяет «очевидные вещи», подчеркнули опрошенные эксперты. Фактически никакого особого фильтра для принимаемых заявлений у судебных секретарей нет.
«Подобная практика периодически встречается, не только подача заявления, в том числе и необоснованного, но и публикация о намерении обратиться с заявлением, даже если соответствующего намерения или возможности фактически нет», — отметил адвокат адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Иван Бабин.
Как инвесторы могут компенсировать потери
Кто виноват?
Для взыскания убытков необходимо установление виновного лица, если не будет найден виновник — то и предъявлять свои требования будет некому, отметили опрошенные эксперты.
«Основываясь на записи в картотеке арбитражных дел, можно в начале процесса исходить из того, что заявление подано биржей, но если в ходе спора будет получено «заявление», подписанное третьи лицом без доверенности, или будет установлена фальсификация подписи, то именно инвесторам придется искать лицо, которое подало заявление», — допустил Иван Бабин.