Пандемия коронавируса начала сказываться на приоритетах при погашении долгов банкротов. Арбитражный суд решил, что в нынешних условиях зарплаты работникам важнее, чем платежи в бюджет, и изменил очередность погашения долгов.
В одном из дел представитель работников СМУ-5 (признано банкротом в июле 2019 года) Василий Протопопов просил суд изменить очередность выплат по требованиям второй очереди, учитывая недостаточность средств должника, и отдать приоритет долгам по зарплате (2,72 млн руб., накопившиеся с сентября 2018 года по февраль 2019-го) перед страховыми взносами и НДФЛ (0,7 млн руб.). Конкурсный управляющий СМУ-5 поддержал ходатайство, пояснив, что на данный момент все работники уволены и в сложившихся экономических условиях, в том числе из-за пандемии, им трудно найти новую работу, а уже сейчас «не на что жить и содержать несовершеннолетних детей». Представитель ФНС возражал, считая, что для изменения очередности нет оснований.
Суд отметил, что постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 года в некоторых случаях дает ему возможность самому определить очередность выплат по текущим требованиям при наличии разногласий между кредиторами. В итоге 19 мая суд отдал приоритет выплате зарплат, отметив, что «в условиях недостаточности имущества банкрота должны быть реализованы конституционные права работников на получение вознаграждения за труд». Руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Сергей Высоцких считает, что пандемия служит «хорошим обоснованием необходимости изменить очередность погашения долгов банкрота» и таких судебных актов станет больше. Юрист обращает внимание, что в данном случае «речь идет о приоритете в рамках одной очереди (зарплаты против выплат по НДФЛ и страховым взносам), но не о том, чтобы погасить долг банкрота условно сначала перед поставщиком, а потом перед бюджетом».