Новости бюро

Заморозка активов из-за санкций: как это работает. Комментарий Даниила Анисимова для Право.ру.

Из-за ситуации в Украине под санкциями госактивы и частный капитал. Заморозка происходит так: принимается решение об аресте имущества, производится фактический арест имущества и
S&K Вертикаль

В связи с ситуацией на Украине множество стран вводят санкции против России. Их число растет с каждым днем. Уже 8 марта 2022 года РФ стала мировым лидером по числу введенных против нее ограничений. Общее число различных санкций порядка 6000. 15 марта Евросоюз объявил очередной, четвертый пакет запретов.

Под санкции попали не только государственные накопления и имущество, но и частный капитал. Западные страны ввели ограничения в отношении российских банков и компаний. В санкционных списках можно найти ВТБ, Сбербанк, «Газпром», «Аэрофлот» и множество других организаций. О заморозке активов российского бизнеса также сообщали власти Японии и Южной Кореи.

Через два дня имущество и сбережения российских олигархов на общую сумму €140 млн арестовали в Италии. Среди «замороженного» имущества оказались яхты председателя совета директоров «Северстали» Алексея Мордашова и владельца Volga Group Геннадия Тимченко.

О заморозке

По мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, заморозка российских активов нарушает принцип неприкосновенности частной собственности. Но большинство экспертов отмечают, что арестованные средства и имущество пока не были присвоены.

По мнению опрошенных экспертов, в отношении физических лиц местные власти чаще всего используют отдельные нормы законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Под эти статьи находят какой-либо актив и арестовывают его, чтобы в дальнейшем доказать в суде незаконность его получения, например, в результате мошеннических действий.

Чаще всего заморозка активов происходит по следующему сценарию:

  • Государственные органы принимают решение об аресте имущества на основании нормативных актов о противодействии легализации денежных средств, добытых преступным путем.
  • Происходит фактический арест имущества.
  • Затем, как правило, прокуратура обращается в суд с иском и доказывает незаконность получения активов.
  • В итоге происходит обращение активов в пользу (доход) государства.

Таким образом, заморозка активов физических лиц, которые подпали под санкции, — это предварительная обеспечительная мера. Эту же логику трудно применить в отношении блокировки активов ЦБ и других российских банков.

Об аресте

С точки зрения законодательства ЕС, правовой базой для санкций в отношении физических и юридических лиц является Регламент Совета ЕС от 17.03.2014 № 269/2014 «Об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины». Этот документ действует напрямую для всех государств — членов ЕС без дополнительных нормативных актов и судебных решений.

Согласно буквальному тексту европейского регламента, заморозка активов подразумевает запрет всех операций и в отношении движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, а также прав требования, которые прямо или косвенно осуществляются в интересах лица, подпавшего под санкции.

К регламенту прилагается список физических лиц и компаний, которые находятся под санкциями. Указываются и причины, по которым они там оказались. Например, в отношении Алексея Мордашова Совет ЕС указал, что он «извлекает выгоду из своих связей с российскими лицами, принимающими решения». На основании чего его яхту Lady M Yacht задержали в Италии.

По словам Даниила Анисимова, юриста АБ S&K Вертикаль, итальянские правоохранительные органы действовали на основании законодательного декрета от 22.06.2007 № 109 Италии, который предусматривает меры по «предупреждению и пресечению финансирования терроризма и деятельности стран, угрожающих международному миру и безопасности».

Согласно ст. 12 этого документа, активы передаются на хранение Агентству государственного имущества, которое должно обеспечить не только хранение этого имущества, но и при необходимости управление им. По словам эксперта, для этого Агентство назначает администратора, обладающего навыками управления и бухгалтерского учета.

Таким образом, яхта Алексея Мордашова теперь будет передана на хранение на время санкций, говорит Анисимов. Эксперт считает, что такой арест соответствует положениям законодательства Европейского союза.

Международное право

По мнению опрошенных экспертов, европейские санкции, которые предусматривают блокировку активов граждан, могут вступать в противоречие с нормами Хартии Европейского союза по правам человека. Согласно ст. 17 хартии, каждое лицо вправе иметь в собственности имущество, которое оно приобрело на законных основаниях и никто не может быть лишен своей собственности, кроме как по соображениям общественной пользы и на законных основаниях.

Аналогичные положения содержатся и в Европейской конвенции по правам человека. В соответствии со ст. 1, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение собственности и никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом.

Можно ли защититься от заморозки активов?

Многие из граждан и компаний РФ с 2014 года безуспешно пытались обжаловать наложенные на них ограничения. Например, летом 2020 года Суд Европейского союза отказался исключить банк ВТБ из санкционных списков.

В подобных исках заявители обычно ссылаются на то, что они не могут влиять на государственную политику РФ, но ЕС возражает, что такие лица имеют тесные связи с властями, обеспечивают их доходом или входят в ближний круг руководителей государства, поясняет Абдулов.

Но шансы обжаловать санкционные списки все же есть. По словам эксперта, наиболее действенно обжаловать заморозку активов в той части, в которой они:

  • необходимы для обеспечения основных бытовых потребностей (в том числе семьи человека, входящего в санкционный список). Например, аренда недвижимости, ипотека, приобретение лекарств, лечение и прочее;
  • предназначены для оплаты юридических услуг в разумных пределах;
  • предназначены для исполнения сделок, заключенных до внесения в санкционный список (только если такое исполнение не в пользу других подсанкционных лиц).

Кроме того, санкции можно обжаловать в той части, в которой они направлены на несовершеннолетних детей подсанкционных лиц, так как подобные ограничения недопустимы.

Необходимо иметь в виду, что в большинстве санкционных режимов запрещено давать консультации по «обходу» санкций.

Подробнее: Право.ру
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies