Угроза уголовного преследования предпринимателей и визита силовых структур остается одной из самых опасных. Хотя зачастую такие дела используются для решения хозяйственных конфликтов.
По словам Владимира Алешина, главной причиной криминализации остается отсутствие в российском законодательстве четкого разграничения критериев преступного обмана и умышленного неисполнения обязательств, введение в заблуждение. На практике достаточно непросто отделить уголовно-правовой обман, предусматривающий ответственность по ст. 159- 159.6 УК РФ от обмана гражданско-правового, последствия которого предусмотрены ст.ст. 178-179 ГК РФ, предусматривающий признание сделки недействительной по иску потерпевшего.
Вторая причина - недостаточность инструментария в арбитражном и гражданском законодательстве, позволяющего в полной мере исследовать обстоятельства спора, по сравнению с возможностями уголовного процесса.
Кроме того, нередко к помощи правоохранительных органов прибегают для сбора доказательств и законного получения информации: «В уголовном процессе можно провести обыск и изъять документы, предметы, изобличающие в совершении деяния, провести очные ставки и т. д. В арбитражном процессе это невозможно. Поэтому недостатки доказательственной базы арбитражного, например, процесса компенсируются уголовным», – отметил Владимир.