Российские компании, которые не попали под жесткие санкции, продолжают торговаться на LSE. Но с 24 февраля, когда на Украине началась военная спецоперация, почти все расписки отечественных компаний потеряли на LSE большую часть своей стоимости.
Из-за того что ВТБ попал под самые жесткие санкции со стороны США и Великобритании, его депозитарная программа на бирже будет закрыта «естественным образом», говорил ранее член правления банка.
Помимо ВТБ под блокирующие санкции попали Совкомбанк, Новикомбанк, «ФК Открытие» и Промсвязьбанк, но никто из этих банков не торгуется. Такие ограничения предполагают блокировку всех его активов в этих странах, запреты на любые операции с участием банка в их валютах, а также с любыми контрагентами из этих стран.
США и Великобритания также ввели ограничения против Сбербанка. Они предполагают полный запрет на обслуживание корреспондентских счетов банка. Санкции Британии также запрещают проведение клиринговых операций в фунтах стерлингов.
В качестве контрмеры ЦБ запретил брокерам продавать ценные бумаги по поручениям иностранных клиентов – и физлиц, и юрлиц. Российские власти также введут временные ограничения на выход зарубежных инвесторов из российских активов. А с 1 марта российские резиденты не смогут зачислять иностранную валюту на свои банковские и брокерские счета за рубежом. Вывод денег из страны через иностранных поставщиков услуг также станет невозможен даже без открытия счета.
Введение санкций не предполагает делистинг компаний с биржи – этот вопрос каждая компания решает сама, говорят опрошенные эксперты. Но Британия дала понять, что не хочет видеть российский бизнес у себя, а российские компании – на своей бирже, поскольку солидарна с Украиной.
Официально изгнать с Лондонской биржи листингованную компанию не имеют права – нет такого вида санкций, но есть такое последствие санкций, как заморозка активов и запрет на экономические правоотношения, когда никто из британских субъектов не станет покупать акции санкционных компаний, подчеркнули опрошенные эксперты.
Поэтому Сбербанк может продолжить листинговаться, если только не подпадет под блокирующие санкции.
Если же компания проведет делистинг, то совсем непонятно, когда она сможет вернуться туда обратно и пустят ли ее. Поскольку текущая стоимость акций является крайне низкой, компаниям невыгодно сейчас «уходить» с биржи – им лучше дождаться повышения биржевой стоимости бумаг, отмечает адвокат АБ «S&K Вертикаль» Борис Романов.
В текущих условиях обращение бумаг на иностранных биржах обусловлено тем, что в случае делистинга последующий листинг будет достаточно дорог, отмечают опрошенные эксперты. Другой вопрос – позволят ли эмитенту под блокирующими санкциями вывести капитал в случае делистинга.