В российском семейном и наследственном законодательстве есть много пробелов в части управления крупным состоянием. Например, нет системы наследственного планирования, зато есть трудности в передаче иностранного капитала. А Семейный кодекс вообще не затрагивает вопросы управления состоянием, а только помогает распределить его при разводе. Чтобы это исправить, в России создали наследственные и личные фонды.
Богатое наследство: проблемы и решения
Получить крупное состояние по наследству в России непросто. Есть несколько основных проблем.
- Проблема № 1: непрозрачная структура бизнеса
Часто наследники сталкиваются с длинной цепочкой владения компаниями, структура которых включает международные холдинги и номинальных владельцев. А еще может выясниться, что нет надлежаще оформленной документации и партнерских соглашений, которые могли бы урегулировать спорные вопросы.
В некоторых случаях родственникам умершего вообще недоступна информация о его активах и их расположении. Например, активы могут быть оформлены на доверенных лиц или выведены в офшорные компании. Есть вероятность, что наследники останутся ни с чем.
- Проблема № 2: нет культуры наследственного планирования
Состоятельные предприниматели в России не думают о своей смерти, не составляют завещаний и не объясняют наследникам, как работают их компании. В итоге к открытию наследства никто не готов. Дело усложняется еще и тем, что к наследственным правоотношениям добавляются семейные споры.
- Проблема № 3: наследство за рубежом
Непросто бывает получить в наследство иностранное имущество. В разных странах по-своему определен круг наследников по закону и по завещанию, установлены разные требования к форме завещания, системы распределения наследственного имущества. В таких случаях может возникнуть конкуренция норм права в отношении правил наследования.
Партнер практики частных клиентов адвокатского бюро S&K Вертикаль Юлия Андреева добавляет, что еще один важный вопрос — налогообложение иностранного наследства. В некоторых иностранных юрисдикциях нет налоговых обременений наследственного имущества, например на Кипре. А в других, как во Франции, налог может достигать 40–60% от стоимости наследуемого имущества.
- Решение: наследственные фонды
Чтобы помочь бизнесменам передавать значительные активы по наследству, в 2018 году в России приняли закон о наследственных фондах. Они дали возможность определять порядок управления бизнесом и другими активами на случай смерти. Задача наследственного фонда — не только решить личные проблемы бизнесмена, но и сохранить предприятия и рабочие места, что важно для экономики.
О желании создать наследственный фонд предприниматель должен указать в своем завещании. По закону фонд создает нотариус, суд или душеприказчик, а управляет им доверенное лицо, при этом минимальный размер капитала законодательно не определен.
Опрошенные эксперты считают, что создание посмертного наследственного фонда — смелый шаг, потому что все еще непонятно, как инструмент будет работать на практике. Могут возникнуть проблемы с техникой исполнения завещания о создании фонда. Например, есть риск неисполнения воли завещателя, если кто-то не захочет или не сможет войти в орган управления фондом. Поэтому надо определить не только основных, но и «запасных» доверенных лиц.
Дела семейные
Семейное законодательство тоже практически не регулирует вопросы управления крупным состоянием. Оно берет свои корни в советском праве, и некоторые институты были перенесены из него без изменений.
Например, согласно ст. 34 СК имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Получается, что один из супругов может не участвовать в активном приобретении и управлении крупным состоянием, но имеет право на его половину. Из-за этого возникают проблемы на практике, в том числе сложности с признанием имущества общим или раздельным в зависимости от совместного или раздельного ведения хозяйства, а также вопросы общих и раздельных долгов.
Выходит, что СК регулирует не управление крупным состоянием, а его распределение в случае развода. Поэтому, чтобы защитить права владельца капитала, нужно составлять брачный договор, считает Андреева. В документе можно четко определить, какое имущество, кому из супругов и в каком объеме будет принадлежать.
Открытым остается и вопрос алиментов, которые должен выплачивать владелец крупного состояния на своих детей в случае развода. По закону бизнесмен будет платить те же 25–50% от зарплаты (ст. 81 СК). Опрошенные эксперты пояснили, что так поддерживается практика рождения «инвестиционных детей», когда ребенок от обеспеченного человека гарантирует второму родителю комфортные условия жизни даже при разводе. Ведь расход алиментов не контролируется по закону, и если ребенок уже обеспечен, то родитель может тратить оставшиеся деньги на себя.
Частично решить проблему управления крупным состоянием еще при жизни бизнесмена и уладить семейные неурядицы по этому поводу смогут личные фонды, которые появились в марте этого года.
Андреева считает, что личные фонды помогут избежать дробления активов между наследниками. А еще это ответ на налоговые риски, связанные с определением последнего места жительства наследодателя, параллельными наследственными делами и резидентством наследника на момент открытия наследства. Больше не придется искать имущество, чтобы добавить его в наследственную массу, или замораживать активы из-за полугодичного срока принятия наследства.
Но закон о личных фондах недоработан, не хватает важных для практики подробностей, считает Андреева. Например, после смерти учредителя изменить учредительные документы личного фонда можно только по решению суда. Но непонятно, кто может обратиться в суд с таким требованием.