Санкции против России и объявление частичной мобилизации по-разному сказались на отношениях в семьях. Если в 2020 году стало больше разводов, то сейчас, наоборот, регистрируют больше браков. Одни супруги стали жить в разных странах, а другие устанавливают отцовство и решают вопросы усыновления и удочерения. Кроме того, в последние годы выросло количество споров после смерти владельцев крупных компаний. Из-за этого обострился вопрос, как сделать так, чтобы наследники спасли бизнес от распада. На конференции Право.ru эксперты обсудили проблемы, тренды и перспективы развития семейного и наследственного права.
Изменения и перспективы семейного права
Конференцию начали с обсуждения законодательных новелл в сфере семейного права. Эксперты обратили внимание, что в июле 2022 года обновили Семейный кодекс:
- Ст. 35 СК дополнили положением о том, что если один из супругов не получил нотариально удостоверенное согласие второго на сделку по распоряжению имуществом, права на которое или сама сделка требуют госрегистрации или нотариальной формы, то тот из пары, кто не соглашался на это, вправе требовать признать сделку недействительной по правилам ст. 173.1 ГК. Согласно норме, ее можно признать таковой, если не получили необходимое по закону согласие третьего лица.
- В ст. 39 СК уточнили, что суд может отступить от равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из интересов несовершеннолетних детей и интереса одного из супругов, если другой не получал доходов по неуважительным причинам или действовал недобросовестно, из-за чего уменьшилось их общее имущество.
Супруг, который не давал согласия на сделку, теперь не может просто прийти в суд и потребовать отдать ему долю — истец должен доказывать недобросовестность оппонента. Говоря о праве суда отступить от равенства долей супругов из-за недобросовестности одного из них, Николаенко считает положительным то, что муж или жена, в отношении которых партнер по браку поступил нечестно, могут требовать бóльшую долю.
В последние годы стало популярным покупать микроквартиры. Их приобретают как молодые супруги, так и родители детей на будущее. Девелоперы считают мировым трендом уменьшение площади жилья и в ближайшие годы будет расти количество таких квартир на рынке. В практике по вопросу микродолей спикеры выделили вывод Верховного суда в определении от 2 августа 2022 года по делу № 64-КГ22-3-К9. Суд указал, что даже если у ответчика нет другого жилья, кроме спорного, то это не основание отказать в удовлетворении иска о выплате ему компенсации за долю в квартире.
Санкции и мобилизация: как повлияли на семьи
Одна из самых острых тем — тенденции в семейных спорах из-за санкций. Татьяна Микони, партнер практики частных клиентов S&K Вертикаль , отметила, что эффект, который оказали санкции на семейные отношения, имеет отложенный характер, но тем не менее в будущем предстоит столкнуться с последствиями ограничений. Эксперт обратила внимание, что инструменты семейного права, например брачный договор, — это способ спасти активы от санкций. По мнению юриста, ограничения подтолкнули людей к определенности в вопросе семейного статуса.
Эксперт обратила внимание на форму брачного договора с иностранным элементом. В России сделку нужно удостоверить у нотариуса, хотя за рубежом такого требования обычно нет. Когда российский нотариус решает этот вопрос, он и проверяет дееспособность сторон, и консультирует их по содержанию сделки, и фиксирует состав недвижимого имущества. Иностранные же нотариусы лишь удостоверяют подпись. Поэтому Микони полагает, что может возникнуть проблема действительности в России брачного договора, который заключили в другом государстве.
Еще среди возможных проблем эксперт отметила вопрос исполнимости судебных решений. В российском законе нет требования раскрывать свое имущество, а в иностранных юрисдикциях, например в Германии, напротив, есть такое положение. Поэтому спрос на судебные процессы по разделу имущества продолжит расти. Поскольку отношения России с некоторыми странами стали напряженными, Микони полагает, что могут возникнуть проблемы с соблюдением российскими судами принципа взаимности.
Помимо этого, участники конференции обратили внимание, что многие уехавшие из России отцы оформили доверенности, но забыли оставить для матерей согласие на релокацию и выезд детей. Таким образом они «запирают» матерей внутри страны.
Также была затронута тема о тренде на релокацию семей не в страны ЕС, а в Турцию и ОАЭ. При этом для многих становится сюрпризом, что по турецким законам расторгнуть брак можно только в суде. Кроме того, на раздел имущества и алиментные обязательства при разводе будут влиять его причины и «вина» супруга в распаде семьи. А в ОАЭ, когда делят семейное имущество, по умолчанию каждый супруг получает то, что записали на его имя.
Актуальные вопросы наследования
Движимое имущество, где бы оно ни находилось, входит в единую массу. Обычно его наследуют по праву страны последнего места жительства. А вот недвижимость разделяют на несколько имущественных масс, и судьбу каждого объекта определяют по праву той страны, где он расположен. В этом случае придется столкнуться с иностранным порядком и обратиться за помощью к зарубежным юристам, обращают внимание спикеры. На практике можно встретить ситуации, когда они отказываются помогать российским физлицам, хотя формально им не запретили консультировать граждан.
В последние годы граждане стали открывать больше брокерских счетов, на это обратила внимание Юлия Андреева, партнер практики частных клиентов S&K Вертикаль Из-за чего возникает вопрос, как определить состав наследственной массы, когда наследуют активы на таких счетах. Она отметила, что есть спор о природе договора брокерского счета. От этого зависит, какие нормы регулируют такую сделку и прекращаются ли права и обязанности по ней, когда умирает наследодатель. Необходимо обратиться к регламентам брокеров, которые говорят, что если брокера уведомили о смерти владельца счета, то он вправе, но не обязан прекратить по нему операции. Если же есть незавершенные операции, то брокер продолжает работать с этим счетом. В результате размер средств на нем может меняться, но у нотариуса при этом окажутся устаревшие сведения о них. Когда наследники получают свидетельство о праве на наследство, они могут столкнуться с тем, что у них будет одна информация об активах, на которые они претендуют, а у брокера — уже другая. В таком случае они идут к нотариусу и просят выдать свидетельство на актуальные активы. Там они рискуют получить отказ, поскольку брокер ранее давал нотариусу иной ответ со сведениями, которые впоследствии устарели. Тогда возникают судебные споры, но практики по этому вопросу пока мало, замечает Андреева. Поэтому, по мнению эксперта, важно планировать вопрос наследования таких активов.
Спасти семейный бизнес
Следует отметить значимость наследственного планирования. За последние годы было несколько крупных корпоративных споров после смерти состоятельных бизнесменов. Количество таких кейсов продолжает расти. Поскольку наследники не могут договориться ни между собой, ни с партнерами, следует минимизировать подобные риски. Сделать это можно с помощью наследственного планирования.
Важно, чтобы наследники были готовы его перенять и поддерживать на том же уровне. Наследодателям нужно не стесняться говорить об этом с преемниками. Кроме того, необходимо составить завещание и актуализировать его по мере того, как изменяется структура бизнеса. Помимо этого, следует «на берегу» договариваться с партнерами. Например, использовать такой инструмент, как детально проработанный корпоративный договор. Там можно установить ответственность партнеров, структуру управления, условия финансирования и распределения прибыли.
В качестве еще одного инструмента наследственного планирования спикеры рассмотрели наследственный фонд. Учреждая такой фонд, наследодатель действует, исходя из актуальной экономической ситуации. Но никто не знает дату своей смерти — это слишком длинный и непредвиденный горизонт планирования.