Новости бюро

Солидарный должник: как суды нашли его в бенефициаре фирмы. Комментарий Даниила Анисимова для Право.ru

Кассация поддержала решение о признии бенефициара солидарным должником по долгам фирмы, по сути замену субсидиарной ответственности на солидарную, доктрина снятия корпоративной вуали была применена «вслепую», судебные акты не мотивированы. Все это может стать стать обоснованием жалобы в ВС.
S&K Вертикаль

В деле № 8Г-9406/2024, которое рассмотрел Второй кассационный суд общей юрисдикции, нижестоящие инстанции заменили понятие субсидиарной ответственности на солидарную и поддержали израильского адвоката Олега Левинсона, взыскав в его пользу задолженность с кипрской «Бетафин Лимитед» и ее бенефициара — Сергея Орлова. Обосновывая возможность привлечь к солидарной ответственности по долгам фирмы ее бенефициара, кассация не привела какое-либо четкое нормативное обоснование, считают опрошенные эксперты . При этом «тройка» судей под председательством Елены Кочневой сделала три основных вывода:

  • заказчиком юруслуг был бенефициар,
  • солидарность обязательств может быть установлена по воле сторон,
  • ст. 322 ГК позволяет привлечь физлицо к солидарной ответственности, если юрлицо служило «прикрытием» для деятельности первого.

Ссылка на то, что солидарную обязанность можно установить по воле сторон, была бы уместной, если бы между бенефициаром, компанией-заказчиком и адвокатом имелось соглашение о солидарной ответственности бенефициара по долгам компании. В рассматриваемой ситуации подобный документ отсутствует. И как суды выяснили волю предпринимателя на принятие солидарных с компанией обязательств перед истцом – из судебного акта установить невозможно, обращают внимание опрошенные эксперты. Для вывода о солидарном характере обязательств недостаточно просто слов о том, что Орлов — единственное лицо, которое согласовывало оказываемые услуги, представляло компанию в отношениях с истцом и выступало бенефициаром средств, полученных фирмой. Более того, исходя из позиции суда, бенефициару нежелательно проявлять чрезмерный интерес и участливость в делах компании, замечает Даниил Анисимов, юрист адвокатского бюро S&K Вертикаль: «Особенно, если это связано с оказанием услуг».

Это дело ярко демонстрирует, что суды всё чаще экстраполируют приёмы корпоративного и банкротного права в довольно несложные договорные отношения . По сути корпоративная вуаль «снимается» уже в будничном режиме, а солидарность или субсидиарность должников выстраивается максимально быстро. Порой достаточно справки и переписки сторон для этого.

Правда, для применения доктрины о «снятии корпоративной вуали»  суды должны изложить, чем именно выражено злоупотребление правом. Но в анализируемых судебных актах нет даже ссылки на ст. 10 и 56 ГК РФ, замечает Анисимов: «Доктрина «снятия корпоративной вуали» применена «вслепую» и «наотмашь», судебные акты не мотивированы, содержат альтернативную и неполную правовую аргументацию, порождая состояние правовой неопределенности». Эти доводы и нужно положить в основу жалобы для Верховного суда, полагает юрист.

Еще заявителю жалобы в ВС надо указать, что услуги оказывались компании в связи с ее хозяйственной деятельностью и отвечать по этим обязательствам должна именно фирма, резюмирует эксперт. 

Подробнее: Право.ru
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies