ППТ стал камнем преткновения
По замыслу властей, второй вестибюль предполагается построить на углу Измайловского бульвара и набережной Обводного канала. Для обустройства второго выхода властям потребуется изъять землю на территории бульвара и два небольших участка, расположенных рядом с каналом. Согласно государственной программе "Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга", строительно–монтажные работы на втором вестибюле должны быть завершены до конца 2028 года, сообщила пресс–служба КРТИ. Контракт, стоимость которого составила 90 млн рублей, был заключён с ЛМГТ в апреле 2019 года, институт должен был завершить работы до сентября 2020–го.
Однако, как следует из материалов арбитражного дела, по состоянию на апрель этого года документация, откорректированная с учётом замечаний ГУП "Петербургский метрополитен" и СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства", не была представлена подрядчиком.
Более того, в апреле этого года институт направил комитету уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта. Причиной стало неисполнение госзаказчиком своих обязанностей. Из материалов дела видно, что камнем преткновения стало отсутствие проекта планировки территории (ППТ), без этого документа невозможно завершить все работы по госконтракту.
В течение 2022 года ЛМГТ неоднократно уведомлял Смольный о готовности актуализировать материалы инженерных изысканий, проектных решений и сметную стоимость работ после утверждения ППТ и определения источника финансирования работ по этой актуализации. Но как следует из материалов дела, письма подрядчика остались без ответа, а ППТ всё ещё нет.
В суде чиновники заявили, что действия ЛМГТ противоречат федеральному закону № 44 "О контрактной системе…", нарушают права и интересы госзаказчика и ведут к причинению убытков бюджету Петербурга.
Недавно арбитраж отказался удовлетворить требование КРТИ. "Ввиду невозможности выполнения работ в полном объёме с прохождением государственной экспертизы в связи с неисполнением комитетом обязанности по представлению проекта планировки территории и межевания территории общество правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта", — указал в решении Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти.
15 ноября комитетом на решение суда подана апелляционная жалоба. Она уже зарегистрирована в информационной базе "Электронное правосудие".
Дело оказалось простым
Опрошенные ксперты полагают, что судам очень часто приходится проверять законность одностороннего расторжения подрядных контрактов. Эта категория дел занимает отдельную нишу и является одной из самых сложных, так как сочетает в себе не только юридические, но и сугубо профессиональные строительные вопросы.
По мнению адвоката адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Ивана Бабина, в рамках реализации крупного проекта, в котором участвуют множество подрядчиков, наличие спора может существенно повлиять на сроки реализации проекта. "Работы, выполняемые одним подрядчиком, являются отправной точкой для следующего этапа проекта. При этом заказчик нередко заявляет об обязании завершить работы, без которых нельзя продолжить проект. Помимо этого, конфликт с подрядчиком может повлечь необходимость поиска новых подрядчиков, что также негативно сказывается на сроках", — поясняет эксперт.
Губернатор Петербурга Александр Беглов, представляя в конце октября Законодательному собранию проект бюджета на 2024 год, отмечал проблему с проектной документацией по строительству городской подземки. Важно создать свою инфраструктуру и стать независимыми в проектировании, резюмировал тогда Александр Беглов.
Но как показывает судебная практика, случается, что в проблемах строительства инфраструктурных объектов виноватыми оказываются сами чиновники. И примером могут служить два спора ООО "Геокад", которое занималось инженерными изысканиями и разработкой проектной документации на реконструкцию дороги М–10 "Россия" в районе развязки с трассой М–11 Москва — Петербург и на реконструкцию транспортной развязки на съезде с КАД на Дачный проспект.
Как следует из материалов арбитражных споров, проблемы возникли из–за действий госзаказчика — Дирекции транспортного строительства, которая своевременно не предоставила подрядчику ППТ.