Новости бюро

Слияние с погрешностью: ЦБ уступил в кейсе с двумя полными тёзками. Комментарий Юлии Андреевой для Делового Петербурга.

Исправление носит досудебный порядок - субъект обращается в БКИ или к кредитору. Если требование гражданина не подтверждаются, внести изменения можно только через суд
S&K Вертикаль

На днях Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел жалобу петербуржца на решение ЦБ. По данным материалов дела, в АО "Объединённое кредитное бюро" (ОКБ) слились кредитные истории двух граждан с идентичными ФИО и датой рождения. Их персональные данные отличаются только местом рождения и номерами паспортов. Пострадавший петербуржец подал жалобу в ЦБ, который не увидел нарушений в этой истории и отказал заявителю. ОКБ оперативно исправило ошибки в кредитной истории истца.

Суд признал решение ЦБ недействительным, отменил его и обязал ЦБ рассмотреть жалобу петербуржца повторно.

Ситуация со слиянием досье встречается нередко, особенно в крупных бюро. Как правило, это результат передачи и обработки больших объёмов данных в автоматическом режиме. "Когда система находит полного тёзку и сопоставляет смежные идентификационные реквизиты субъекта, она часто “склеивает” данные".

В реестре ЦБ находятся семь бюро кредитных историй (БКИ). В так называемый отчёт субъекта кредитной истории (гражданина или юрлица) вносятся сведения о запросах в отношении него, любых принятых решениях о кредитовании и ходе погашения задолженности. С этого года отчёты дополняются решениями судов о взыскании долгов по ЖКХ. Помимо банков информацию обязаны предоставлять МФО, КПК, коллекторские агентства, страховщики и операторы связи.

По мнению опрошенных экспертов, в настоящее время бюро руководствуются нормативными актами ЦБ РФ в процессах поиска информации о субъекте по своим базам данных. Действует единый алгоритм идентификации субъекта по набору полей: первичным и вторичным ключам. Однако проблему "склеивания" данных нескольких лиц это полностью не решает.

Исправление носит досудебный порядок. Субъект обращается либо напрямую в бюро, либо к кредитору с заявлением о некорректных данных. "У БКИ есть месяц на обработку и принятие решения в отношении запрашиваемых правок с привлечением информации и документального подтверждения со стороны кредитора. Если ошибку находят и субъект прав, БКИ вносит нужные исправления. Однако если гражданин пытается хитрить и удалить нежелательную информацию из своей кредитной истории таким способом, кредитор в ходе проверки документально подтверждает ранее направленную информацию, и бюро отказывает в правках, после чего внести изменения можно только через суд.

Подобные дела в практике арбитражных судов единичны, обычно хватает обращения в ЦБ.

Партнер практики частных клиентов АБ S&K Вертикаль Юлия Андреева отметила: "Суд абсолютно верно подошёл критически к тому, что ЦБ не выявил в действиях ОКБ правонарушения, поскольку бюро постаралось быстро исправить ошибки. Но сам факт их исправления не отменяет совершённого правонарушения. При тех обстоятельствах, что изложены в решении, вероятность отмены этого судебного акта мала".

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies