В России могут ввести новый налог для зарубежных IT-компаний. Направить его хотят на поддержку отечественного бизнеса. Предыдущая реформа в этой сфере обернулась подорожанием услуг иностранных разработчиков. Новую меру обсуждали на совещании представителей индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. Налог хотят взимать с компаний, которые используют данные россиян в рекламных целях — например, изучают поведение пользователей и размещают контекстные объявления.
Как это может повлиять на отечественный и зарубежный IT-бизнес? Юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Мария Кашникова отмечает, что направить налог именно на поддержку российского рынка не получится. Более того, новый сбор может серьезно ударить по иностранным IT-компаниям, которые работают в России. «Сейчас обещают, что собранный "цифровой налог" будет идти на поддержки российских IT-компаний. Но мне кажется, что люди, которые давали соответствующие комментарии, погорячились: с точки зрения бюджетного права использовать собранные налоги для реализации конкретных целей невозможно. У нас есть принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета, согласно которому все доходы обезличиваются, они не привязаны к конкретному виду последующих трат.
Хотя, возможно, действительно будут предусмотрены какие-то льготы для российских резидентов, разработана программа субсидирования с учетом этих средств. Если иностранцы станут плательщиками налога на прибыль на территории Российской Федерации, то, возможно, для наших пользователей стоимость услуг возрастет. За рубежом ставка цифрового налога составляет 3,5%, в Российской Федерации ставка по налогу на прибыль — 20%. Конечно, это будет очень серьезным ударом для иностранных IT-компаний, если они окажутся плательщиками сбора в таком размере и по такой ставке»,— отмечает Кашникова.