Новости бюро

Санкции сотрясают воздух. Комментарий Бориса Романова для Коммерсантъ.

24 февраля 2022

Правительству в ближайшее время придется искать способ передачи лизинговых активов ВЭБ.РФ и ПСБ, которые подпали под санкции США. В частности, санкции введены против «ВЭБ-лизинга» и «ПСБ Лизинга», контрагентам дано время до 24 марта, чтобы завершить с ними все операции.

Согласно отчетности ВЭБ.РФ по МСФО, на 30 июня 2021 года его общий лизинговый портфель составлял 212,8 млрд руб., в том числе чистые инвестиции — 177 млрд руб. Из этого объема более половины приходилось на группу «Аэрофлот».

Свой парк вагонов в количестве около 40 тыс. единиц ВЭБ.РФ в конце 2019 года начал передавать входящему в группу ТФМ железнодорожному оператору «Атлант», где получил 25%.

ПСБ никогда не раскрывал общий размер лизингового портфеля. Известно, что банк передал минимум пять SSJ-100 в лизинг «Аэрофлоту». В январе 2021 года ПСБ подписал соглашение о лизинге 66 вертолетов Ми-8 и «Ансат» для структуры «Ростеха» НССА (санитарная авиация) за 28 млрд руб. В санкционный список отдельно попали два контейнеровоза FESCO, взятые в лизинг в ПСБ. Отмечается, что оба судна работают под российским флагом и на внутренних линиях. Остальных судов FESCO санкции не касаются.

Лизингополучатели могут оказаться под риском вторичных санкций, которые вводятся в отношении лиц, осуществляющих «значительные транзакции» с подсанкционными компаниями, отмечает адвокат АБ «S&K Вертикаль» Борис Романов. При этом критерии «значительности» законодательно не определены.

По мнению опрошенных экспертов, самым простым решением действительно была бы передача имущества, в отношении которого есть санкционные риски, другой государственной лизинговой компании.

Отдельное беспокойство у авиаторов вызывает угроза разрыва отношений с европейскими страховщиками.