В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступило заявление конкурсного управляющего театра "За Чёрной речкой" Дениса Янушевского, настаивающего на привлечении к субсидиарной ответственности актёров Сергея Гвоздева (сериалы "Такая работа", "Мать–и–мачеха", "Пари") и Анатолия Журавина ("Тайны следствия", "Лихач–2", "Мост"). Они, как следует из документа, являются учредителями АНО "Санкт–Петербургский театр “За Чёрной речкой”", а также директором и заместителем директора театра соответственно. Размер претензий — 14,7 млн рублей.
Театр "За Чёрной речкой" по его заявлению арбитраж в мае 2023–го признал банкротом и открыл конкурсное производство. Единственным кредитором должника является ЖСК–1078, расположенный на Богатырском проспекте, 4. Ему театр задолжал за аренду и обслуживание технического этажа, где работает учреждение, почти 15 млн рублей.
Сейчас, как следует из информации на сайте театра, он продолжает работать.
По версии Дениса Янушевского, чьё заявление в суд размещено на Федресурсе, Сергей Гвоздев и Анатолий Журавин не предпринимали попыток по взысканию дебиторской задолженности, своевременно не обратились с заявлением о несостоятельности театра, которое, по мнению конкурсного управляющего, наступило в декабре 2019 года, не осваивали субсидии и т. д.
По мнению юриста адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Даниила Анисимова, обязательства театра возникли из неосновательного обогащения. По сути учреждение несколько последних лет не платило ЖСК–1078 за аренду и техническое обслуживание помещения. "Такое поведение руководителей театра, конечно, находится за пределами предпринимательского риска, а банкротство театра вряд ли можно назвать несчастным случаем", — считает эксперт.
Вместе с тем Даниил Анисимов обращает внимание на важную деталь. В 1994 году Петербург передал театру помещения в ЖСК–1078, несмотря на то что они фактически являются общедомовыми. Это технический этаж, где находятся инженерные коммуникации, приборы учёта и т. д. Но в 2017 году правительство Петербурга исключило из собственности города помещения, где работает театр "За Чёрной речкой".
Вслед за этим решением правление ЖСК как арендодатель установило плату за пользование техническим этажом, а затем и увеличило её. "Именно задолженность по фактической аренде и стала причиной банкротства театра", — считает Даниил Анисимов.
При этом ЖСК пытался выселить театр через суд ещё в 2010 году, но так и не смог этого сделать. Зато через суд взыскал со своего арендатора компенсацию расходов по коммуналке.
Впрочем, ЖСК будет не так просто получить реальные деньги, даже если суд привлечёт к субсидиарной ответственности руководство театра. На практике в таких ситуациях кредитор начинает банкротить физлицо, на которое суд возложил финансовое бремя долгов компании.
"Театральную деятельность сложно назвать прибыльной. По этой причине сверхсостоятельность руководителей таких организаций является исключением, — говорит Даниил Анисимов. — Поэтому ЖСК столкнётся с самыми ординарными трудностями банкротства физлица: единственное жильё, отсутствие ценного имущества и необходимость обеспечения прожиточного минимума должников–физлиц".