Новости бюро

Руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Алена Бачинская о том, как правильно выбрать франшизу, чтобы не прогореть. Специально для "Ъ"

Использование исключительных прав собственника бренда обязывает франчайзи выплачивать вознаграждение франчайзеру даже при отсутствии у него прибыли, другие тонкости от юриста
S&K Вертикаль

Рынок франшиз в России сейчас очень активен. Это оказывает влияние в том числе и на риски, которые могут понести предприниматели, купившие франшизу. Как в любом популярном направлении, на этом рынке сегодня есть как сильные проверенные игроки, так и откровенно слабые, которые не могут похвастаться отлаженностью всех бизнес-процессов и четко выстроенной системой взаимодействия франчайзи с франчайзером — собственником бренда. Чтобы оценить все риски, помимо изучения бизнес-модели и определения рентабельности перед покупкой франшизы полезно посмотреть на других ее покупателей, узнать, с какими проблемами они сталкиваются, имеются ли взаимные претензии у франчайзи и собственника бренда, доходят ли такие споры до судебных разбирательств. С юридической точки зрения в России ситуация с франчайзингом неоднозначная, поскольку отечественное законодательство до сих пор не содержит такого понятия. Единственная более или менее подходящая и законодательно закрепленная модель взаимоотношений франчайзи и франчайзера — договор коммерческой концессии. Но и он имеет ряд недостатков для оформления отношений по франчайзингу, так как в большей степени регулирует вопросы, связанные с передачей исключительных прав на бренд — использование товарного знака, знака обслуживания, ноу-хау и т.п. Регулирование коммерческой концессии содержит ряд довольно жестких норм от обязательной государственной регистрации в Роспатенте заключенного договора до обязанности франчайзера нести субсидиарную и солидарную ответственности по ряду требований к франчайзи, поэтому не совсем отвечает нуждам участников рынка.

В этой связи продажа франшиз в России зачастую документально оформляется не только договором коммерческой концессии, но и рядом иных договоров и соглашений. (А договор коммерческой концессии и вовсе оформляется не всегда.) Иными соглашениями могут быть лицензионные договоры, договоры поставки, оказания услуг, агентский договор и так далее. У хороших брендов с отлаженной франчайзинговой сетью, как правило, детально упорядочены и все юридические процессы, разработан четкий пакет документов для оформления отношений с покупателями франшизы. У новичков рынка и откровенно слабых игроков такого может не быть. Поэтому на такую деталь тоже стоит обратить внимание.

В зависимости от конкретной франшизы может быть разным и состав документов, и условия (право на конкретное использование исключительных прав, наличие и размер паушального взноса, размер роялти, иные обязательства франчайзи), поэтому лучше, чтобы перед покупкой все документы изучил юрист на предмет возможных рисков для покупателя.

Также, покупая франшизу, нужно знать, что по закону использование исключительных прав собственника бренда (товарного знака, знака обслуживания и проч.) предполагает обязанность франчайзи выплачивать вознаграждение франчайзеру даже при отсутствии у него прибыли. Пользуясь этим, франчайзеры довольно активно взыскивают задолженности по роялти в судебном порядке.

Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies