Времена корпоративных споров с силовыми захватами давно ушли, сейчас все конфликты решаются в юридической плоскости. Чаще всего поиск баланса интересов происходит в суде.
В судах оспариваются конкретные корпоративные решения, то есть для того, чтобы определить, кто прав, суду нужно разобраться с экономической сущностью оспариваемого решения. Один из самых распространенных кейсов — решения об увеличении уставного капитала. ВС в обзоре судебной практики еще в декабре 2019 года сказал, что при рассмотрении дел нужно оценивать, насколько такое решение отвечало интересам общества, не преследовалась ли цель размыть доли миноритарных акционеров. Но по каким критериям судье оценивать, насколько целесообразно для общества было принятие такого решения? Удовлетворяться ли бумажным подтверждением от консультантов или более детально разбираться, почему нужно было именно увеличение уставного капитала, а не заем, например?
Не меньше вопросов, требующих экономической экспертизы, возникает и при рассмотрении дел с оспариванием сделок, направленных на отчуждение ключевого или единственного актива.
Еще один распространенный случай оспариваемых корпоративных решений — решения об отказе в объявлении дивидендов. Опрошенные эксперты говорят о том, что рано или поздно мы можем столкнуться с таким революционным подходом со стороны суда, когда, основываясь на своем понимании справедливости, суд может сказать, что не было экономических причин для отказа в объявлении дивидендов.
Дела семейные
Кейсы по разделу наследства, которые стали появляться в России все чаще в силу возраста тех, кто начал заниматься бизнесом, как только это стало возможно в нашей стране, тоже ставят много новых вопросов. Опрошенные эксперты уверены, что проблемы правового регулирования акций и долей в составе наследственного имущества — открытый ящик Пандоры для новых корпоративных злоупотреблений и конфликтов.
Актуальная практика показывает, что для эффективного разрешения корпоративных споров с участием супругов требуется заблаговременная проработка в уставе или корпоративном договоре, иначе впоследствии можно оказаться в ситуации, когда любое решение окажется несправедливым.
Алена Бачинская, советник адвокатского бюро «S&K Вертикаль», замечает, что часто семейные истории всплывают как раз на фоне корпоративного конфликта: например, участник использует развод и раздел доли, когда супруга обращается с требованием выплаты ее стоимости, как метод борьбы: «Мы прекрасно понимаем, что в практике огромное количество дел с абсолютно номинальными разводами, разделами имущества, брачные договоры точно так же заключаются или оспариваются».
Пока же вопросов с урегулированием корпоративных конфликтов, берущих свою основу из семейных или наследственных правоотношений, становится все больше и больше, и каждый крупный кейс поднимает новые.