Одним из главных событий года в области российского права опрошенные эксперты отметили вынесение Конституционным судом постановления от 26.04.2021 № 15-П, переломившего практику по вопросу обращения взыскания на единственное жилье гражданина-банкрота. КС отметил, что ст. 446 ГПК РФ не может служить основанием безусловного отказа в обращении взыскания на жилое помещение. Суды вправе отступить от исполнительского иммунитета при условии предоставления должнику жилья, пригодного для проживания самого должника и членов его семьи. Причем площадь такого жилого помещения должна быть не меньше, чем по нормам предоставления жилья на условиях социального найма, а располагаться помещение должно в пределах того же поселения, где проживают должник и члены его семьи. После вынесения данного постановления начала меняться и практика Верховного суда.
Также опрошенные эксперты внесли в этот список постановление КС РФ о судьбе «роскошного» жилья площадью 110,3 кв. м должника-банкрота (от 26.04.2021 № 15-П). Оно уже применяется в судебной практике и еще сыграет важную роль в определении четких критериев и алгоритма действий участников дела о банкротстве для достижения баланса интересов кредитора и должника. КС разрешил изымать единственное жилье у должников при определенных условиях.
Руководитель проектов АБ «S&K Вертикаль» Сергей Высоцких отметил, что в 2021 году произошла революция в банкротстве граждан. Конституционный суд РФ (постановление от 26.04.2021 № 15-П) постановил, что единственное жилье обанкротившихся граждан можно продавать на торгах, если ему найдут более скромную замену. Замещающее жилье должно быть в том же (как правило) населенном пункте и не меньшей площадью, чем по нормам предоставления жилья на условиях социального найма. Раньше, если единственное жилье не было в залоге, то оно оставалось принадлежать гражданину даже после банкротства. Стоимость жилья, его метраж и даже этажность значения не имели. Теперь же банкротство определяет не только кому и сколько гражданин заплатит, но и где ему предстоит дальше жить.