Исследование Сколково показало, что у богатых россиян нет системности в обсуждении вопросов передачи благосостояния. Только в каждой пятой семье есть подобный механизм дискуссии и принятия решений. А в самом законодательстве вообще нет каких-то специальных форм для ведения семейного бизнеса.
Поэтому чаще всего для семейного дела используют более привычные организационно-правовые варианты, говорит партнер практики частных клиентов адвокатского бюро S&K Вертикаль Татьяна Микони. Речь идет про ИП, ООО или акционерное общество. Выбор обычно делается на основе предполагаемого масштаба бизнеса, поясняет эксперт: «Если речь идет о мастерской по производству посуды, то часто ограничиваются регистрацией ИП на одного из супругов. Когда в планах создание сети ресторанов, то это может быть ООО или АО».
По мнению опрошенных экспертов идеальный формат органичной передачи бизнеса в семье вытекает из двух составляющих: активное участие потенциального преемника в делах компании и правильно оформленный семейный траст/завещание.
Основные риски
Во всех смыслах плохая история – внезапная смерть отца-основателя бизнеса без какого-либо завещания, несколько браков на жизненном пути и полная неготовность членов семьи к тому, чтобы договариваться и действовать на пользу общего дела, утверждает Панченков. Тогда распри могут перерасти в корпоративную войну и нанести компании серьезный ущерб.
По такому сценарию развивалась ситуация вокруг брендов российской косметики из сибирских трав Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи». Их создатель Андрей Трубников умер в 2021 году. После чего близкие покойного стали судиться с компанией. За наследство бизнесмена боролись две жены предпринимателя и дети от разных браков. Конфликт между сторонами привел к тому, что в сентябре прошлого года Natura Siberica приостановила производство и вынуждена была закрыть 80 магазинов своей розничной сети. Лишь в декабре 2021-го участникам разбирательства удалось найти компромисс и пойти на «мировую».
Когда и почему сложно передать бизнес
Если бизнес целиком и полностью принадлежит одному лицу, то особых юридических сложностей с передачей не будет. А вот если все разделено между несколькими участниками, то могут возникнуть трудности, говорит Микони.
Проблемы возникают, когда при наследовании бизнес «дробится» на несколько отдельных предприятий, которые ранее взаимодействовали между собой. Фирмы оказываются в руках наследников, которые хотят развивать их по-своему. Все подобные сложности возникают из-за отсутствия стратегии передачи дела по наследству.
Сложность с наследованием бизнеса в России еще и в том, что здесь много значат отношения и понятийные договоренности. Передать такую сеть контактов трудно, поэтому у наследников порой возникают критичные проблемы: их не будут воспринимать партнеры, государство, контрагенты, в результате они могут не удержать бизнес.
Чтобы минимизировать вероятность споров между наследниками и обеспечить поддержание налаженного функционирования бизнеса, стоит воспользоваться новым институтом. С 1 марта 2022 года можно учредить прижизненный личный фонд. Такая конструкция позволит упростить регистрационные процедуры и отладить функционирование фонда при жизни владельца бизнеса (будущего наследодателя).