Новости бюро

Пошлины им не у КАС. Комментарий Бориса Романова для Коммерсантъ.

31 января 2022

Минторг США ввел предварительные антидемпинговые пошлины на ввоз карбамидо-аммиачной смеси из России, Тринидада и Тобаго. Об этом сообщил американский лидер по объемам производства КАС, который и стал инициатором антидемпингового расследования. Компания утверждала, что Россия субсидирует производство КАС, что позволяет продавать удобрения в США по заниженным ценам. Признаки этого обнаружила в результате отдельного расследования Комиссия по международной торговле США. Финальное решение обоих регуляторов ожидается летом.

Основными поставщиками КАС в США из России являются «Акрон», на который приходится около 900 тыс. тонн, и «Еврохим». В 2021 году российские компании продали на этот рынок около 1,2 млн тонн КАС. С конца прошлого года в отношении российских импортеров американский регулятор предварительно ввел компенсационные пошлины на КАС.

Как утверждают опрошенные эксперты, компания остановила экспорт в США несколько месяцев назад после начала расследования, чтобы избежать рисков в случае введения слишком высокой пошлины и опасаясь ретроспективных мер. Но производитель не снижал объемы выпуска, перенаправив удобрения с американского рынка на другие, в том числе в Европу, хотя там с осени 2019 года также действуют антидемпинговые пошлины на импорт КАС из России (€27,77 на тонну для «Еврохима» и €42,47 — для «Акрона» и остальных производителей из РФ).

Чтобы обеспечить внутренний рынок, правительство сначала ввело квоты на экспорт азотных и сложных удобрений, а теперь рассматривает возможность полной остановки поставок за рубеж до 1 апреля.

Адвокат АБ «S&K Вертикаль» Борис Романов отмечает, что российские поставщики могут оспорить введение компенсационных мер в рамках арбитража ВТО, но обратиться туда может только РФ как субъект международного права.

Сами же компании могут обратиться в Минэкономики РФ с просьбой инициировать спор. Арбитраж ВТО, поясняет он, может обязать США отменить решение о пошлинах или снизить их, если придет к выводу, что отсутствует хотя бы один из трех факторов: специфические субсидии, предоставляемые Россией своим производителям, материальный ущерб промышленности США либо соответствующая угроза, а также наличие причинно-следственной связи между первым и вторым.