Новости бюро

Перезагрузка: как ильфы и рульфы пережили второй пандемийный год. Комментарий Сергея Слагоды для Право.ру.

Клиенты стали лояльнее относиться к дистанционной работе, появилось больше времени на анализ внутренних процессов, поиск новых решений для доверителей
S&K Вертикаль

Пандемия, как и любой кризис, стала вызовом для всех компаний и своеобразной лакмусовой бумажкой. Сильные игроки успешно адаптировались к новой реальности и только усилили свои позиции, слабые же не могут угнаться за стремительно меняющейся средой, спросом и клиентами.  

По словам опрошенных представителей юридических фирм, самым сложным моментом для всех бизнесов в коронавирусный период стал переход на дистанционку. Всем удалось быстро адаптироваться к новым реалиями. Коронавирус показал, что работать из дома может быть даже более эффективно, чем из офиса. 

Однако дистанционка усложнила адаптацию новых сотрудников. Теперь не получается очно курировать и обучать младших юристов. Хотя для их развития крайне важно наблюдать за работой старших коллег, тем самым впитывая корпоративную культуру фирмы. Кроме того, работа в таком «изолированном» режиме приводит к потере мотивации и хроническому стрессу специалистов. Речь идет прежде всего про сотрудников младшего и среднего звена, работающих вне офиса. Дело в том, что за последний год задач у клиентов стало больше, а времени на принятие решений по ним — меньше. 

Чтобы бороться с выгоранием юристов запустили несколько специальных программ: ежеквартальные health and wellbeing апдейты, опросы сотрудников и вебинары. В компаниях появилась система Smartwork, позволяющая самим сотрудникам определять дни для работы из дома.   

«Пандемийные плюсы»

Старший партнер адвокатского бюро S&K Вертикаль Сергей Слагода считает некорректным выделять какие-то положительные моменты во время глобальной пандемии, когда по всему миру страдает столько людей. Он подчеркивает, что такие времена помогают еще сильнее сплотиться, чтобы лучше слышать друг друга и быстрее реагировать на любые вызовы и ситуации. При этом в непростых обстоятельствах кардинально улучшились качества младших специалистов и обслуживающего персонала. 

Стираются границы между регионами и стало проще оказывать услуги удаленно, выделяют еще одну особенность новой реальности эксперты. Они отмечают, что даже клиенты стали лояльнее относиться к дистанционной работе: «Появилось понимание, что не для всех ситуаций требуется встреча вживую». Если раньше просили приехать и поговорить, то теперь часто предлагают созвониться через Zoom. Теперь все гораздо оперативнее, можно организовать до десятка виртуальных встреч в день. Благодаря чему экономится время, потому юристам удается сделать больше за рабочий день.  

Перевод встреч с доверителями и партнерами в онлайн-формат позволил больше времени уделять аналитической работе, подготовке к заседаниям, внутренним рабочим совещаниям. Появилось больше времени на анализ внутренних процессов, изучение клиентов, поиск новых решений для доверителей.

Просьбы доверителей

На фоне пандемии меняются и запросы клиентов. Разовой работы становится меньше, а бизнес старается сокращать свои расходы на консультантов. Делается это двумя путями. Первый — как можно реже привлекать внешних юристов на простые задачи, отдавая предпочтение внутренним юридическим департаментам. Второй вариант — вместо крупных столичных юрфирм привлекать специалистов из региональных рульфов. Благодаря этому задачи стали масштабнее, а количество клиентов выросло. 

В целом же в результате кризиса богатые стали еще богаче, и у них свои трудности: как грамотно юридически распределить вновь приобретенные, приумножение активы и денежную массу через различные инвестиции и сделки. 

А бедные стали еще беднее, и у них совсем другие запросы, преимущественно в области банкротства. Юристы добавляют, что к бенефициарам крупного капитала пришло понимание, что «смерть приходит неожиданно», поэтому нужно наводить ревизию и порядок при жизни. Такой подход необходим, чтобы позаботиться о работе бизнеса после ухода основателя и мирном сосуществовании наследников.

Прогнозы и коронавирусное будущее

Оптимисты надеются на продолжение цифровизации юридической сферы. Пессимисты или реалисты обращают внимание на другие тенденции. Крупный бизнес с госучастием будет укрепляться, а малый и средний — выживать. Поэтому юрфирмы, работающие с госорпорациями, будут чувствовать себя неплохо, а небольшим рульфам, консультирующим МСП, придется сильно сложнее, считают эксперты 

А промежуточный итог пока таков: коронавирус показал, что юридическая сфера более мобильна, чем казалось ранее. Многие отказываются от требований ежедневного присутствия работников в офисе, встречи с клиентами все чаще назначаются онлайн, и даже консервативная бюрократическая машина в лице судов и других госорганов все больше внимания обращает на цифровизацию своей работы, резюмирует эксперт. Все это — будущее юристов.

Подробнее: Право.ру
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies