Рынок юридических услуг, наряду с другими отраслями экономики, оказался под ударом кризисных явлений, связанных с пандемией. О сложностях, с которыми пришлось столкнуться юридическим компаниям, особенностях дистанционной работы консультантов, специфике рассматриваемых споров, а также тенденциях, которые продолжатся и в текущем году.
Непредсказуемость, необходимость внедрения новых подходов во взаимодействии с клиентами, повышение эффективности реагирования на изменяющиеся условия, в том числе на внезапно появляющиеся нормативно-правовые акты — так можно охарактеризовать рынок юридических услуг, как в принципе и большинство иных экономических рынков. Руководители фирм были вынуждены принимать срочные меры по переводу сотрудников на удаленную работу. В первую очередь это были технические трудности, но система обмена информацией и доступа к документам была быстро налажена.
Несмотря на весь возможный скепсис, дистанционная работа показала свою эффективность и вполне может стать «новой нормальностью» в ближайшем будущем. Безусловно, ряд вопросов доверители по-прежнему готовы обсуждать только лично, и это понятно и правильно. Но масса технических, организационных коммуникаций ушла в офлайн.
По словам советника Адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Алены Бачинской, некоторое затишье в ряде практик было связано с объективными обстоятельствами. «К примеру, два месяца российские суды были закрыты и рассматривали только дела, не терпящие отлагательств. Однако и это не означало простоя в работе практик разрешения споров и банкротства: юристы продолжали удаленно консультировать клиентов, работали над документами и позицией по текущим проектам, что позволило после карантина уверенно принять новые судебные проекты»,— добавляет она.
По мнению Алены Бачинской, сама судебная система адаптировалась, массово внедрив такие новшества, как онлайн-заседания, дистанционное ознакомление с материалами дела и тому подобные, которые продолжают успешно функционировать и после снятия карантинных ограничений. Таким образом, невзирая на первое впечатление от введенных ограничений из-за пандемии и большую обеспокоенность относительно возможных последствий, уже к осени стало понятно, что юридический рынок не испытал значительного падения, адаптировавшись к новым реалиям, считает она. «Говорить об ударе и "просадке" рынка нельзя, это абсолютно точно. Залогом этого стала и гибкость юристов, умение перегруппироваться, быть рядом с клиентом, направив ресурсы на актуальные для клиентов запросы, связанные с пандемией»,— резюмирует госпожа Бачинская.
По мнению экспертов, трендами юридического рынка в пандемию стали рост практик разрешения споров, банкротства, трудового права, комплаенса, налогового права. «Думаю, эти тенденции в 2021 году сохранятся, пандемия еще не окончена. Из числа судебных споров, которые были инициированы в период пандемии, можно отметить общегражданские споры, связанные с неисполнением обязательств: все участники оборота стараются возместить потери, взыскивая задолженности и пени за просрочки по договорам, обращаясь за принудительным исполнением обязательств и так далее»,— рассказывает госпожа Бачинская. Кроме того, она отмечает и рост банкротств, поскольку значительное число компаний, в основном из пострадавших от пандемии отраслей, к сожалению, не смогли выстоять.