В статье рассмотрены главные тренды 2023 г. в позициях Верховного Суда Российской Федерации (далее также ВС РФ) по спорам о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами, признанными несостоятельными. Эти тренды показывают, что отдельные и ранее независимые основания признания сделок недействительности сейчас становятся обязательными друг для друга.
Судебная практика по делам о банкротстве на слуху все последние годы, особенно в части очередности удовлетворения требований контролирующих должника лиц и их ответственности за банкротство компании. Однако в конечном итоге банкротство приходит к распределению конкурсной массы банкротов или их бенефициаров. Массу же пополняют за счет оспаривания сделок должника с его активами, и в этой категории споров в 2023 г. было принято немало интересных судебных актов. Если рассмотреть их в совокупности, то можно выявить сразу несколько трендов в судебной практике:
- обязательность недобросовестности;
- вред существовавшим кредиторам;
- повторное удовлетворение;
- единые сделки.
Рассмотрим подробнее.
ТРЕНД 1. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ
Подозрительные сделки, признаваемые недействительными по специальным правилам Закона о банкротстве1, традиционно разделяли в зависимости от оснований оспаривания на не требующие недобросовестности контрагента для констатации недействительности и содержащие признак недобросовестности как обязательное условие недействительности.
К первым относились сделки, признаваемые недействительными в связи с неравноценным встречным исполнением, или сделки с предпочтением (п. 1 ст. 61.2 и п. 1 ст. 61.3 Закона о банкротстве).
Для сделок данных категорий суды ограничивались констатацией факта недействительности сделки, не исследуя вопрос недобросовестности, поскольку этот вопрос не являлся обязательным для разрешения вопроса о судьбе сделки.