Адвокатское бюро «S&K Вертикаль» подготовило обзор изменений законодательства за 1 полугодие 2024 года. Мы проанализировали нововведения и выделили самое важное для бизнеса.
В обзоре:
- Банкротство: введены изменения, направленные на сокращение нагрузки судов, изменен порядок рассмотрения обособленных споров, новые сроки обжалования.
- Налоги: уточнены и оптимизированы формы и форматы представления информации в налоговые органы.
- Финансы: особое внимание уделяется регулированию цифровых активов и обороту ценных бумаг.
- Валютное регулирование: ввиду продолжения наложения санкций, валютное регулирование адаптируется под новые реалии ограничительной политики и сложностей в обороте иностранной валюты.
- Строительство и недвижимость: упрощены процедуры получения разрешений на строительство и подачи документов, это позволяет сократить сроки периода подготовки к строительству.
Мы также суммировали изменения, которые будут полезны бизнесу по корпоративному праву, связанные с лицензированием и рекламой.
Налог на сверхприбыль согласно положениям НК РФ является т.н. налогом разового характера.
Налогоплательщиками налога признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства. При этом к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ. Некоторые уточнения предусмотрены для участников консолидированной группы налогоплательщиков.
С 1 января 2024 года вступает в силу Федеральный закон № 414-ФЗ от 04.08.2023, который распространяет налог на сверхприбыль для крупных компаний, у которых средняя прибыль за 2021-2022 г.г. превышает 1 миллиард рублей. Указанный закон, в т.ч. устанавливает категории организаций, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль. Ставка по данному виду налога равняется 10%.
Нормативная основа: Федеральные законы от 04.08.2023 № 414-ФЗ и № 415-ФЗ; Приказ ФНС России от 26.09.2023 № ЕД-7-3/676@; Письмо Минфина России от 02.11.2023 № 03-03-05/104510, Информационное сообщение Минфина России от 14.09.2023 № ИС-учет-46, Информация Минфина России № ОП 20-2023, Письмо ФНС России от 25.12.2023 № СД-4-8/16147@, Информация ФНС России.
Произошло изменение порядка подтверждения права на применение нулевой налоговой ставки НДС при экспорте.
В частности, теперь для подтверждения льготной ставки по общему правилу необходимо представлять электронные реестры, содержащие сведения из деклараций на товары, а также сведения из контракта с иностранным лицом. Кроме того, утвержден отдельный перечень документов, подтверждающих упомянутое право.
Также установлен момент определения налоговой базы при неподтвержденном экспорте товаров - последнее число квартала, в котором истекают 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны или с даты вывоза припасов.
Нормативная основа: Федеральный закон от 19.12.2022 № 549-ФЗ; Письма ФНС России от 18.01.2024 № ЕА-4-15/440@ и от 13.03.2024 № СД-4-15/2857@; Информация ФНС России.
Освобождаются от налогообложения НДС услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве жилых домов либо входящих в состав многоквартирных домов жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.
Освобождение не применяется в отношении услуг застройщика по строительству помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию).
Указанные положения применяются в отношении услуг застройщика при строительстве объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено с 1 января 2024 года.
Нормативная основа: Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ
В этом случае уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет поверенным, комиссионером, агентом импортированных товаров.
Нормативная основа: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ; Письмо ФНС России от 04.04.2024 № СД-4-3/3936@.
Указанное положение применяется к договорам с российскими организациями (за исключением договоров с обособленными подразделениями российской организации, зарегистрированными за пределами РФ) и с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории РФ.
Налоговая ставка по НДФЛ для таких доходов установлена в размере 13% с доходов не более 5 млн рублей или 650 тыс. рублей и 15% с суммы более 5 млн рублей.
Нормативная основа: Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ.
В указанные перечни включена разница между стоимостью полученных при погашении номинальной стоимости акций в связи с уменьшением уставного капитала иностранной организации имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, определенной по курсу Банка России, действовавшему на дату такого погашения, над ценой приобретения соответствующих акций по данным налогового учета налогоплательщика.
При этом налогоплательщик должен в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) указанной иностранной организации.
Указанное положение применяется к доходам, полученным в 2024 и 2025 годах налогоплательщиком, в отношении которого на дату соответствующего погашения номинальной стоимости акций действуют иностранные запретительные, ограничительные и (или) аналогичные меры, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов, финансовых операций, операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), введенные начиная с 2022 года.
Нормативная основа: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Нераспределенная прибыль по акциям (долям), полученная российской организацией, облагается по нулевой ставке, если в момент принятия решения о выплате дивидендов эмитент в течение не менее 365 календарных дней владеет не менее чем 50% в обществе, получившем дивиденды.
Нормативная основа: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Таким вычетом является не более 25% расходов от первоначальной стоимости основного средства /величины изменений первоначальной стоимости основного средства, произведенных в рамках инвестиционного соглашения в определенной Правительством РФ сфере, заключенного с уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ. При этом, вычет применяется только в случае введения основного средства в эксплуатацию не позднее, чем через 5 лет с даты заключения такого соглашения.
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 629-ФЗ.
Расширен перечень взаимозависимых лиц, к таким лицам относятся:
- организации в случае, если физическое лицо, имеющее в одной из таких организаций долю прямого и (или) косвенного участия более 25% и (или) полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации, и физическое лицо, имеющее в другой из таких организаций указанную долю участия и (или) указанные полномочия, признаются взаимозависимыми лицами;
- лицо и организация, которые признаются соответственно контролирующим лицом и контролируемой иностранной компанией;
- организации, которые признаются контролируемыми иностранными компаниями и контролирующим лицом которых является одно и то же лицо.
Нормативная основа: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Изменен перечень сделок, признаваемых контролируемыми, за счет включения в него сделок с иностранными структурами без образования юридического лица, налоговое резидентство которых относится к офщорным зонам.
Напротив, исключены из данного перечня сделки, одной из сторон которых, являются экспортно-кредитные агентства и (или) банки, если последние соответствуют следующим критериям:
- местом регистрации либо налогового резидентства организации является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585;
- указанная организация и иные участники таких сделок не признаются взаимозависимыми лицами;
- отсутствуют обстоятельства для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с пп. 1,2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Из числа контролируемых сделок исключены сделки, в результате которых:
- у налогоплательщика возникли долговые обязательства, указанные в пп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ;
- одной из сторон которых является организация, местом регистрации либо налогового резидентства которой является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585, при условии, что договоры (соглашения), на основании которых совершены указанные сделки, заключены до 1 марта 2022 года, порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в указанных сделках, не изменялся после 1 марта 2022 года и указанные сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 1 марта 2022 года условиям признания сделок контролируемыми.
Названные нововведения касаются отношений, связанных с исполнением обязательств, датируемых после 01.01.2024.
Нормативная основа: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Международной группой компаний также признается совокупность указанных лиц, в отношении которой консолидированная финансовая отчетность должна была бы составляться, если бы ценные бумаги любой из указанных организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица были допущены к торгам на фондовой бирже, в том числе на иностранной.
Указанное положение применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ.
Нормативная основа: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
К операциям, подлежащим прослеживаемости, отнесена передача (получение) товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ.
В перечень реквизитов прослеживаемости включена стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС, в рублях.
Установлена обязанность участников оборота при перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территорий, находящихся под юрисдикцией РФ, на территорию государства - члена ЕАЭС, включенных в установленный перечень, уведомлять об этом ФНС России до момента соответствующего перемещения товара.
Кроме того, уточнен порядок представления в ФНС уведомлений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в случае утверждения или внесения изменений в утвержденный перечень, а также скорректированы требования к отражению сведений в отчетах об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 15.12.2023 № 2162.
По общему правилу документы, подтверждающие полномочия уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в виде электронных документов или электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), подписанных УКЭП доверителя.
Установлены новые правила направления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также правила направления заявления об отзыве такой доверенности.
Нормативная основа: Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ; Приказы ФНС России от 19.09.2023 № ЕД-7-26/648@ и от 11.12.2023 № ЕД-7-26/946@; Письма ФНС России от 18.12.2023 № ЕА-4-26/15789@ и от 26.02.2024 № ЕА-4-26/2136@.
С 1 апреля 2024 при перепродаже б/у транспортных средств от одного юрлица другому налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения транспортного средства у предыдущего продавца с учетом НДС.
Данный порядок исчисления НДС с межценовой разницы применяется, если последним собственником, на которого было зарегистрировано транспортное средство, являлось физическое лицо.
Нормативная основа: <Информация> ФНС России от 29.03.2024.
До 31 декабря 2024 не будет применяться ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета), нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) и (или) за неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов) к налогоплательщикам, которые на день принятия в РФ и образования в составе РФ новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо место жительства на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 01.04.2024 N 409.
Пороговые критерии для вступления в мониторинг для участников СЗПК были отменены.
Особенность налогового мониторинга для участников СЗПК заключается в том, что налоговый орган проверяет не только правильность исчисления налогов, сборов и страховых взносов, но и фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.
Разработаны специальные формы и форматы документов, в частности, заявления о предоставлении заключения и само заключение о результатах налогового мониторинга.
Нормативная основа: <Письмо> ФНС России от 29.03.2024 N СД-4-23/3609@; <Информация> ФНС России "Для участников СЗПК расширен состав документов для налогового мониторинга".
Вспомогательные помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении), подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, если соответствуют положениям статьи 374 Налогового кодекса, в частности, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 259.3 Гражданского кодекса.
Нормативная основа: <Письмо> ФНС России от 10.06.2024 N БС-4-21/6409@.
Форматы описывают требования к XML-файлам передачи по телекоммуникационным каналам связи электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента, выданного на имя определенного получателя.
Нормативная основа: Приказ ФНС России от 13.05.2024 N ЕД-7-26/382@.
Продлен период проведения пилотного проекта, установленный пунктом 2 приказа ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@ с целью обеспечения возможности представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме через официальный сайт Федеральной налоговой службы в сети Интернет.
Нормативная основа: Приказ ФНС России от 05.06.2024 N БС-7-26/447@.
Утверждены новые формы (форматы) уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка и об изменении реквизитов счета (вклада), а также форма уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.
Определены способы направления уведомлений в налоговые органы.
Нормативная основа: Приказ ФНС России от 26.04.2024 N СД-7-14/349@.
Действие льготы, установленной пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ, продлено на 2024 год.
Для целей освобождения от НДФЛ предусмотрена возможность зачета срока владения активами в КИК в срок владения такими активами после переоформления в порядке, предусмотренном пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 N 121-ФЗ
Определены правила признания РФ местом реализации таких товаров; особенности определения налоговой базы с учетом пересчета стоимости товара в иностранной валюте в рубли; сроки и порядок уплаты налога; правила применения налогового вычета.
Уточнены положения НК РФ, предусматривающие требования к постановке на учет (снятию с учета) иностранного лица и порядок использования личного кабинета налогоплательщика.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 N 100-ФЗ
Конкурсный управляющий ведет отдельный учет требований по обязательствам из договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договорам долгосрочных сбережений.
Установлено, что в случае невозможности исполнения обязательств перед кредитором в связи с непредставлением кредитором сведений, необходимых для расчетов с ним, причитающиеся ему денежные средства перечисляются конкурсным управляющим не позднее даты окончания конкурсного производства на отдельный счет Агентства по страхованию вкладов (далее – «АСВ»), открытый в Банке России.
Одновременно с перечислением в АСВ причитающихся кредитору денежных средств конкурсный управляющий передает АСВ обязательства НПФ перед этим кредитором в размере денежных средств, перечисленных на отдельный счет АСВ, открытый в Банке России.
После передачи обязательств НПФ перед кредитором АСВ такой кредитор вправе обратиться за его исполнением в АСВ не позднее 3 лет с даты завершения конкурсного производства в отношении НПФ. В противном случае причитающиеся этому кредитору денежные средства по решению правления АСВ перечисляются в фонд гарантирования пенсионных резервов, а обязательство НПФ перед этим кредитором прекращается.
Указанные положения применяются также при рассмотрении дел о банкротстве НПФ, производство по которым возбуждено до 1 января 2024 года.
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 632-ФЗ, Федеральный закон от 10.07.2023 № 299-ФЗ.
В ходе расчетов с кредиторами прежде всего считаются погашенными требования кредитора об удовлетворении основной суммы задолженности, затем - об удовлетворении требований о выплате причитающихся процентов
Указанные изменения внесены в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 655-ФЗ.
Опубликованию подлежат сведения, если судебный акт о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина вынесен после 1 октября 2015 года и ранее не был опубликован до 4 августа 2023 года арбитражным управляющим, в том числе арбитражным управляющим, который был утвержден в этом деле о банкротстве последним, если завершение или прекращение производства по делу о банкротстве гражданина состоялось после освобождения или отстранения такого арбитражного управляющего.
Нормативная основа: Федеральный закон от 04.08.2023 № 474-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2023 № 29555-ИТ/Д20и.
Собственники имущества бюджетных и автономных учреждений будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений, вытекающим из публичного договора, в случае их ликвидации и недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание
Соответствующие изменения внесены в ст. 123.22 ГК РФ и направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 № 23-П.
Нормативная основа: Федеральный закон от 11.03.2024 № 48-ФЗ.
Новые правила о сумме долга, необходимого для инициирования дела о банкротстве распространяется на следующие дела:
- дела о банкротстве юридических лиц в целом (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве). Порог повышен с 300 000,00 рублей до 2 000 000,00 рублей;
- дела о банкротстве сельскохозяйственных организаций (ст. 177 Закона о банкротстве). Порог повышен с 500 000,00 рублей до 3 000 000,00 рублей;
- дела о банкротстве стратегических предприятий и организаций (ст. 190 Закона о банкротстве). Порог повышен с 1 000 000,00 рублей до 3 000 000,00 рублей;
- дела о банкротстве субъектов естественных монополий (ст. 197 Закона о банкротстве). Порог повышен с 1 000 000,00 рублей до 3 000 000,00 рублей.
Важно отметить, что новые изменения не предполагают автоматическую индексацию размера этих «порогов» с учетом инфляции в будущем, хотя именно инфляцией было мотивировано внесение изменений.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Новая редакция Закона о банкротстве предусматривает два порядка рассмотрения обособленных споров в деле о банкротстве. Первый порядок (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве) соответствует ранее действовавшему, а второй (п. 2 ст. 60 Закона о банкротстве) является упрощенным, поскольку не требует проведения судебного заседания и не предполагает составление мотивировочной части по итогам разрешения обособленного спора.
По своей инициативе либо по мотивированному ходатайству участвующего в деле лица суд вправе при применении упрощенного порядка назначить проведение судебного заседания с вызовом лиц, участвующих в деле.
Оба порядка предполагают разрешение спора в течение месяца со дня поступления в суд заявления/ходатайства/жалобы, если не установлено иное.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Упрощенный порядок рассмотрения обособленных споров предусмотрен для следующих категорий споров:
- вопрос об утверждении размера процентного вознаграждения арбитражного управляющего, если размер процентного вознаграждения составляет от 100 000,00 рублей до 1 000 000,00 рублей (п. 9 ст. 20.6 Закона о банкротстве);
- вопрос о привлечении арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20.7 Закона о банкротстве);
- вопрос о распределении судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (п. 5 ст. 59 Закона о банкротстве);
- спор о включении требований в реестр требований кредиторов (п. 2 ст. 71, п. 3 ст. 100 Закона о банкротстве), если на требование не поступили возражения (п. 3 ст. 71, п. 3.1 ст. 100 Закона о банкротстве). Возражения должны быть поданы в течение 30 дней с момента истечения срока на предъявление требований к должнику. Возражения, в том числе об истечении срока исковой давности, могут быть заявлены любым участвующим в деле о банкротстве либо в арбитражном процессе по делу о банкротстве лицом;
- вопрос о продлении срока внешнего управления (п. 2 ст. 108 Закона о банкротстве), вопрос о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона о банкротстве);
- вопрос об истребовании ценностей и документации у бывшего руководителя (абз. 2 п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве);
- вопрос об освобождении арбитражного управляющего (п. 1 ст. 144 Закона о банкротстве);
- заявление о понуждении собственника имущества УП принять нереализованное имущество должника (п. 13 ст. 148 Закона о банкротстве).
Такие вопросы будут разрешаться единолично судьей. В этих случаях суд изготавливает только резолютивную часть определения, если стороны не подадут апелляционную жалобу или заявление о составлении мотивированного определения.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Общие сроки обжалования предусмотрены новой редакцией ст. 61 Закона о банкротстве:
- апелляционная жалоба может быть подана в течение 1 месяца со дня вынесения определения;
- кассационная жалоба на постановление суда апелляционной инстанции может быть подана в течение 1 месяца со дня вынесения постановления суда апелляционной инстанции.
Правила обжалования определений, вынесенных в упрощенном порядке (п. 2 ст. 60 Закона о банкротстве), сформулированы следующим образом:
- либо подача апелляционной жалобы на определение в форме резолютивной части, после получения которой суд должен в течение 5 дней изготовить определение в полном объеме. После изготовления определения в полном объеме апеллянт вправе в течение 15 дней направить в суд мотивировочную часть апелляционной жалобы;
- либо подача заявления об изготовлении мотивированного определения. Такое заявление должно быть подано в течение 5 дней после опубликования резолютивной части. После получения заявления суд должен в течение 5 дней изготовить определение в полном объеме. Срок на обжалование определения в таком случае исчисляется со дня его изготовления в полном объеме.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
В рамках обзора судебной практики ВС РФ сформулирован вывод относительно порядка расчета государственной пошлины по разного рода обособленным спорам в рамках дела о банкротстве
В связи с этим, следует наглядно продемонстрировать порядок несения расходов по оплате государственной пошлине по каждой из категорий обособленных споров:
- По требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности, о возмещении причиненных контролирующими лицами или арбитражным управляющим убытков, об истребовании имущества или об обязании передать имущество, а также о включении в реестр требований кредиторов или по возражениям (разногласиям) относительно рассмотрения арбитражным управляющим требования кредитора (если требование не подтверждено вступившим в законную силу судебным актом) государственная пошлина оплачивается исходя из того, что такие заявления носят имущественный характер, подлежащий оценке (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
- Заявления об оспаривании торгов, о признании сделок недействительными и об оспаривании решений собрания (комитета) кредиторов оплачиваются государственной пошлиной в размере, предусмотренном для заявлений о признании сделок недействительными (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
- Заявления по иным категориям обособленных споров (разрешение разногласий, заявления о намерении, признание незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего, об отстранении арбитражного управляющего) оплачиваются исходя из размера государственной пошлины, предусмотренной для заявлений неимущественного характера (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
- При подаче апелляционных, кассационных и надзорных жалоб по приведенным выше категориям обособленных споров размер государственной пошлины исчисляется по правилам подпунктов 12 и 12.2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
- при рассмотрении процессуальных ходатайств и заявлений, связанных с движением дела о банкротстве (например, о продлении процедуры, об утверждении или освобождении арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей, об утверждении вознаграждения арбитражного управляющего), государственная пошлина уплате не подлежит.
- при рассмотрении обособленных споров, инициируемых гражданином-должником, а также по иным социально значимым категориям споров (например, связанным с защитой прав работников должника, прав участников долевого строительства при банкротстве застройщиков или прав вкладчиков кредитных организаций) судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие право суда по ходатайству освободить заявителя от уплаты государственной пошлины, исходя из имущественного положения плательщика.
- При разрешении вопросов об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины (пункт 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации) по требованиям, предъявляемым арбитражными управляющими в интересах кредиторов, судам в целях обеспечения доступности правосудия и реализации права на судебную защиту следует принимать во внимание необходимость выполнения арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в пределах сроков процедур банкротства, имущественное состояние конкурсной массы на день предъявления требования и наличие у арбитражного управляющего фактической возможности осуществить уплату государственной пошлины.
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2024) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024).
Важное изменение, на которое следует обратить внимание: закрепление института экстраординарного обжалования судебных актов, вынесенных в отношении должника-банкрота.
Механизм экстраординарного обжалования впервые был закреплен в пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве». То есть этому механизму уже больше 10 лет, в течение которых практика восприняла его, породила новые вопросы и эти же вопросы успела разрешить.
Эти изменения носят наиболее важный характер, поскольку до их внесения экстраординарный пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, не имел законного основания. Именно по этой причине суды долгое время придерживались различных подходов относительно сроков подачи жалобы, относительно инстанции, в которую подлежит подаче жалоба, относительно допустимости представления новых доказательств: порядок был не урегулирован.
Но и сейчас правовая неопределенность не устранена. Механизм экстраординарного обжалования применяется вне дела о банкротстве, то есть его регулирование требует внесения изменений в АПК РФ и ГПК РФ, а не только в Закон о банкротстве.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
В практике арбитражных судов сложился правомерный подход о том, что пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве (в предыдущей редакции) срок для предъявления требований кредиторов ограничен датой закрытия реестра и восстановление пропущенного срока, независимо от причин его пропуска, не предусмотрено.
Верховный Суд РФ в течение длительного периода времени корректировал этот подход, создав таким образом институт «приоткрытия» реестра. Подробно все свои подходы Верховный Суд РФ изложил в определении от 01.04.2019 № 304-ЭС17-1382(8) по делу № А27-24985/2015. Фактически Верховный Суд РФ придерживался позиции, что срок может быть восстановлен, хотя законом это не было предусмотрено.
Теперь этот институт получил закрепление в Законе о банкротстве в виде права кредитора ходатайствовать о восстановлении срока подачи заявления о включении требования в реестр требований кредиторов.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Вопрос о снижении нагрузки на арбитражные суды, вызванной необходимостью рассмотрения многочисленных заявлений арбитражного управляющего об истребовании документов и сведений о должнике и имуществе должника, назрел давно.
В этом смысле следует положительно воспринять изменения статьи 20.3 Закона о банкротстве, согласно которым теперь арбитражный управляющий может получать сведения не только о должнике и контролирующих должника лицах, но и о заинтересованных по отношению к должнику лицах (в терминологии ст. 19 Закона о банкротстве).
Но вызывает серьезные опасения изменение статьи 213.9 Закона о банкротстве, согласно которым теперь финансовый управляющий получил право запрашивать информацию не только о должнике и его имуществе, но и о супруге должника, и о родственниках должника, и об их имуществе.
Опасения связаны с тем, что сведения об имуществе супруга и родственников должника могут быть никаким образом не связаны с должником, например, если это имущество было приобретено супругом задолго до заключения брака, либо получено родственниками в правоотношениях, не связанных с должником. Это очевидно не соответствует целям Закона о банкротстве и открывает путь к недобросовестному использованию полномочий финансовым управляющим.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Это изменение отражает подход Верховного Суда РФ, изложенный, например, в Обзоре судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве (утв. 11.10.2023), согласно которому «процентное вознаграждение арбитражного управляющего зависит от объема и качества выполненной им работы».
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Это изменение также имеет колоссальное значение, поскольку изменяет сложившийся ранее подход.
Так, в пункте 30 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 разъяснено, что «статус лица, участвующего в деле о банкротстве, и соответствующие права, необходимые для реализации права на заявление возражений, возникают у кредитора с момента принятия его требования к рассмотрению судом». Именно с момента принятия к производству заявления кредитора о включении требований, кредитор мог заявить возражения по другим требованиям.
Эта позиция повторно изложена в абзаце 12 пункта 51 Обзора судебной практики № 3 (2019): с момента принятия требования кредитора к рассмотрению судом у этого кредитора возникают права на заявление возражений в отношении требований других кредиторов, заявленных должнику, следовательно, и право обжалования судебных актов по другим делам.
Теперь же кредиторы, требования которых потенциально могут возникнуть, смогут заявлять возражения еще до принятия их заявлений о включении требований к производству при условии, что в данный момент подача заявления невозможна объективно (например, если требование связано с еще не возникшим обратным требованием гаранта либо поручителя).
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Суд будет принимать требования только в электронном виде. Ранее требование можно было направить в арбитражный суд, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Это изменение в основном облегчает работу судов при рассмотрении требований кредиторов.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
В отношении большинства лицензируемых видов деятельности до конца 2029 года не требуется оплачивать госпошлину при подаче заявления в рамках предоставления лицензии, внесения изменений в реестр лицензий, продления срока действия лицензии
Исключение составляют лицензируемые виды деятельности, предусмотренные п. 14,15,36 и 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 № 2269.
Управление разрешительной и контрольной деятельности в сфере табачного рынка Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками разъяснило, если устройства для потребления никотинсодержащей продукции содержат никотинсодержащую продукцию, то деятельность по их производству, а также связанные с производством хранению и поставке, а также по вводу их в оборот при ввозе в Российскую Федерацию и выводу из оборота при вывозе из Российской Федерации подлежит лицензированию в соответствии с пунктами 1, 2 или 3 части 1 статьи 8 Закона N 203-ФЗ.
Требование об обязательном наличии лицензии на один из видов деятельности, указанных в части 1 статьи 8 Закона N 203-ФЗ, применяется с 01.03.2024 (в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 203-ФЗ).
Кроме того, были утверждены правила аннулирования лицензий на производство и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства по решению федерального органа по контролю и надзору.
Нормативная основа: <Письмо> Росалкогольтабакконтроля от 17.04.2024 N г-2635/12; Постановление Правительства РФ от 03.04.2024 N 421.
На средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа «С», а также на денежные средства, учитываемые на счете типа «И», не может быть обращено взыскание, наложен арест или приняты иные обеспечительные меры
Соответствующие изменения внесены в Указы Президента РФ от 05.03.2022 № 95 и от 09.09.2023 № 665.
Нормативная основа: Указ Президента РФ от 03.01.2024 № 8.
Изменяются правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ
В частности, установлено, что Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ в числе прочего определяет условия проведения торгов и совершения сделок (операций) с иностранными ценными бумагами, которые принадлежат резидентам и учитываются на счетах, открытых центральному депозитарию в иностранных организациях как лицу, действующему в интересах других лиц, влекущих за собой переход права собственности на такие ценные бумаги нерезидентам (в том числе лицам недружественных иностранных государств), и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является РФ) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности и осуществляемых за счет их денежных средств, находящихся на счетах типа "С".
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 16.01.2024 № 7.
Новеллы законодательства предусматривают дополнительные требования к содержанию заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделок (операций) с ценными бумагами российских юридических лиц и (или) долями (вкладами), составляющими их уставный (складочный) капитал
Установлено, что в состав указанного заявления в дополнение к установленным документам включаются:
- отчет о независимой оценке рыночной стоимости соответствующих ценных бумаг и (или) долей (вкладов), проведенной оценщиком, занимающимся частной практикой и включенным в перечень оценщиков (оценочных компаний), рекомендованных подкомиссией, или оценщиком, заключившим трудовой договор с юридическим лицом, включенным в такой перечень;
- ключевые показатели эффективности и их целевые значения (при наличии) для покупателей (приобретателей) ценных бумаг и (или) долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, предлагаемые в качестве условий осуществления (исполнения) сделок (операций) или группы сделок (операций).
Указанные положения не распространяются на сделки (операции) между лицами, входящими в одну группу лиц, и сделки (операции) между лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 40.
Речь идет об ограничениях, предусмотренных ч. 12,13 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2021 № 192-ФЗ.
Нормативная основа: Федеральный закон от 23.03.2024 № 50-ФЗ.
Теперь к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении блокируемых лиц и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, а также ограничения, устанавливаемые законодательством РФ.
Под блокируемыми лицами понимаются иностранные государства, и (или) иностранные организации, и (или) иностранные граждане, и (или) лица без гражданства, определяемые в установленном порядке, а также юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства.
Установлен порядок применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц.
Реализация таких специальных экономических мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за нарушение условий договора.
Кроме того, ряд законов дополнен положениями о последствиях неоднократного в течение одного года неисполнения указанных выше специальных экономических мер.
Нормативная основа: Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 41.
В частности, организаторам торговли рекомендуется:
- отказывать в допуске к организованным торгам ценных бумаг российских и иностранных эмитентов (обязанных по ценным бумагам лиц), права владельцев на получение выплат по которым и (или) размер выплат по которым (размер дохода) либо доходность которых зависят от изменения одного или нескольких установленных показателей, а также ценных бумаг организатора обращения цифровой валюты;
- воздерживаться от оказания услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, предусматривающие одну или несколько из установленных обязанностей.
Профессиональным участникам рынка ценных бумаг рекомендуется воздерживаться от ряда предложений клиентам - физическим лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
Операторам информационных систем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы (далее - ЦФА), рекомендуется не оказывать услуги по организации выпуска, учета и обращения ЦФА, право на получение выплат по которым и (или) размер выплат по которым (размер дохода) либо доходность которых зависят от изменения одного или нескольких установленных показателей.
Операторам обмена ЦФА рекомендуется не оказывать услуги по организации совершения сделок с ЦФА (в том числе выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом), право на получение выплат по которым и (или) размер выплат по которым (размер дохода) либо доходность которых зависят от изменения одного или нескольких установленных показателей.
Нормативная основа: Информационное письмо Банка России от 29.02.2024 № ИН-018-34/17.
Внесены изменения в Федеральные законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в силу которых ЦФА и некоторые иные цифровые права могут использоваться в качестве встречного предоставления по гражданско-правовым обязательствам в сфере внешнеторговых контрактов, совершаемых в пределах и по правилам соответствующих платформ.
Нормативная основа: Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ.
Если выплаты по ценным бумагам зачислены до 19 марта 2024 года на счет типа «С» иностранного номинального держателя или иностранного платежного агента, открытый в соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 95, то владелец ценных бумаг вправе получить причитающиеся им выплаты по ценным бумагам за счет средств, находящихся на счете типа «С».
При этом под ценными бумагами понимаются приобретенные до 1 марта 2022 года либо после 1 марта 2022 года при определенном условии:
- акции российского акционерного общества, облигации федерального займа, облигации российского эмитента, централизованный учет прав на которые (обязательное централизованное хранение которых) осуществляется российским депозитарием;
- ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права в отношении акций российского акционерного общества;
- еврооблигации, с которыми связаны обязательства российского юридического лица.
Нормативная основа: Указ Президента РФ от 19.03.2024 № 198; Решения Совета директоров Банка России от 12.04.2024.
Запрет теперь не распространяется также на совершаемые управляющей компанией ПИФ сделки (операции) с инвестиционными паями этого фонда или его активами, если в состав активов входят акции (доли), составляющие менее 1% уставного капитала российского юридического лица, на совершение сделок (операций) с акциями (долями) которого установлен запрет.
При этом данное положение не применяются в отношении сделок (операций), направленных на передачу иностранными лицами и лицами, которые находятся под их контролем, принадлежащих им акций (долей), на совершение сделок (операций) с которыми установлен запрет, в доверительное управление управляющим компаниям ПИФ для включения таких акций (долей) в состав этих фондов.
Нормативная основа: Указ Президента РФ от 19.03.2024 № 199.
Уточняется, что на банковский счет типа «С», открытый нерезиденту, могут зачисляться денежные средства от резидентов в связи с уменьшением уставных капиталов юридических лиц - резидентов, ликвидацией юридических лиц - резидентов, в рамках проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических лиц - резидентов, в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.2022 № 737, вырученные от продажи долей в уставных капиталах обществ в соответствии с Указом Президента РФ от 19.12.2023 № 965 и Указом Президента РФ от 19.12.2023 № 966.
Скорректированы допустимые цели списания денежных средств с банковского счета типа «С», открытого нерезиденту. Например, средства могут списываться в целях:
- переводов на банковские счета лиц, указанных в п. 1 Указа Президента РФ от 19.03.2024 № 198, в случаях, предусмотренных данным Указом;
- перечислений в связи с заменой обязательств центрального депозитария в случае, предусмотренном п. 9 Указа № 198.
Из числа допустимых целей списания денежных средств с брокерского счета типа «С», со специального брокерского счета типа «С» и с банковского счета доверительного управления типа «С» исключены переводы на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах.
Нормативная основа: Решение Совета директоров Банка России от 22.03.2024.
Согласно п. 11 Указа № 95 исполнение резидентами своих обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед лицами недружественных иностранных государств без соблюдения временного порядка исполнения обязательств, установленного данным Указом, а именно без зачисления причитающегося лицу недружественного иностранного государства исполнения на счет типа «С», осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Банком России в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций либо Минфином России по согласованию с Банком России в отношении других должников.
В связи с этим, совершение резидентом в одностороннем порядке или на основании договоренности с лицом недружественного иностранного государства действий (сделок), в результате которых обязательство резидента перед лицом недружественного иностранного государства будет прекращено без зачисления причитающегося исполнения на счет типа «С», но при этом резидент будет обязан осуществить иное предоставление (в том числе прекратить встречные требования, например зачетом, предоставить отступное, исполнить обязательство, возникшее в рамках новации), допускается только на основании разрешений, выдаваемых Банком России в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций либо Минфином России по согласованию с Банком России в отношении других должников.
Прекращение обязательства резидента перед лицом недружественного иностранного государства в иных случаях допускается без получения соответствующего разрешения, предусмотренного п. 11 Указа № 95.
Нормативная основа: Официальное разъяснение Банка России от 22.03.2024 № 1-ОР.
В период до 31.12.2024 Банк России будет воздерживаться от применения мер воздействия в отношении депозитариев, которым открыты счета депозитария в иностранной организации за нарушение требований пп. 2 п. 11 ст. 8.5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом обязательным условием ограничения ответственности является ситуация, когда количество иностранных ценных бумаг, учтенных депозитарием на счетах депо, по которым учитываются права на ценные бумаги, и счете неустановленных лиц, стало больше количества таких же иностранных ценных бумаг, учтенных на счетах депозитария в иностранной организации, вследствие введения мер ограничительного характера.
Нормативная основа: Информационное письмо Банка России от 17.01.2024 № ИН-018-34/4.
Нововведениями установлены правила принятия управляющей компанией решения об изменении типа ПИФ, в состав активов которого входят заблокированные активы
В срок до 16 июня 2024 года включительно решения о выделении активов заблокированного фонда в дополнительно формируемый закрытый ПИФ или о об изменении типа заблокированного фонда на закрытый ПИФ принимаются в отношении заблокированных фондов, в состав активов которых входят заблокированные активы, возможность распоряжения которыми была ограничена после 15 октября 2023 года. При этом:
- управляющая компания, принявшая решение о выделении активов заблокированного фонда в дополнительный фонд, обязана до 16 июня 2024 года включительно направить на регистрацию в Банк России (на согласование в специализированный депозитарий заблокированного фонда) правила дополнительного фонда, соответствующие требованиям законодательства об инвестиционных фондах, а также требованиям, предусмотренным подпунктом 1.3 пункта 1 Решения Совета директоров Банка России от 10.02.2023;
- управляющая компания, принявшая решение об изменении типа заблокированного фонда на закрытый ПИФ, обязана до 16 июня 2024 года включительно направить на регистрацию в Банк России (на согласование в специализированный депозитарий заблокированного фонда) изменения в правила заблокированного фонда.
Нормативная основа: Решение Совета директоров Банка России от 28.02.2024.
В рамках контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход, который предусматривает выбор контрольных и профилактических мероприятий в зависимости от присвоенного аудиторской организации уровня риска нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Анализ материалов проверок внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, проведенных в 2023 году Казначейством России, показал, что наиболее серьезными нарушениями и недостатками в деятельности аудиторских организаций в части исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:
- несоответствие Правил внутреннего контроля (далее - Правила) в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ требованиям законодательства РФ;
- несоблюдение требований Правил, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных Правилами, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев;
- несоблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию Правил, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ;
- несоблюдение требований законодательства РФ по уведомлению Росфинмониторинга о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
Нормативная основа: Обзор (утв. Казначейством России 05.03.2024).
С 25 марта 2024 года Банк России устанавливает следующие процентные ставки:
- по юаням - в размере ставки O/N SHIBOR (Overnight Shanghai Interbank Offered Rate), увеличенной на 3,5 процентного пункта;
- по рублям - в размере ключевой ставки Банка России, уменьшенной на 1 процентный пункт.
Нормативная основа: Решение Совета директоров Банка России от 22.03.2024
В частности, согласно пункту 1 части 2 статьи 12 этого закона ограничена возможность привлечения микрофинансовой компанией денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 1 части 2 статьи 12 указанного закона. Данные исключения распространяются также на случаи привлечения денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем выпуска ЦФА.
Нормативная основа: Информационное письмо Банка России от 27.03.2024 N ИН-018-44/2
Территориальный орган вправе отказать в постановке на учет оператору по приему платежей, указанному в части 7 статьи 6 Федерального закона от 10.07.2023 N 298-ФЗ, если сведения о нем отсутствуют в реестре операторов по приему платежей, ведение которого осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Также, территориальный орган самостоятельно принимает решение о снятии с учета оператора по приему платежей, указанного в части 7 статьи 6 ФЗ от 10.07.2023 N 298-ФЗ, в случае наличия у него информации об исключении сведений о таком операторе по приему платежей из реестра операторов по приему платежей.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 12.06.2024 N 790
Допустимое максимальное количество сделок (операций) составляет не более 10% от общего количества сделок (операций) по каждому виду (категории) ценных бумаг одного эмитента, совершенных всеми участниками торгов организатора торговли за текущий торговый день на момент подачи заявки на заключение сделки.
Нормативная основа: Решение Совета директоров Банка России от 07.06.2024
Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится посредством направления необходимых сведений клиентом - физическим лицом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом и имеющей в соответствии с Законом N 115-ФЗ право проводить упрощенную идентификацию, либо лицу, которому такой организацией поручено проведение упрощенной идентификации.
Нормативная основа: Федеральный закон от 29.05.2024 N 119-ФЗ
- Размер требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, увеличен с 800 тыс. до 1,2 млн рублей, если требование обращено к юридическому лицу, и с 400 тыс. до 600 тыс. рублей, если требование обращено к ИП. Размер требований о взыскании денежных средств, по которым дела рассматриваются в порядке приказного производства, увеличен с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
- Копия протокола или копия аудиозаписи судебного заседания могут изготавливаться в электронном виде.
- Увеличиваются сроки отложения и перерыва судебного разбирательства, а также сроки изготовления решения в полном объеме.
- Заявление об индексации присужденных денежных сумм будет рассматриваться без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. В случае необходимости арбитражный суд сможет вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
- Изготовление определения арбитражного суда в виде отдельного судебного акта в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий 10 дней. При этом дата изготовления определения в полном объеме считается датой вынесения определения.
- В порядке упрощенного производства независимо от цены иска будут рассматриваться дела по требованиям о взыскании взносов, подлежащих уплате членами НКО, объединяющей коммерческие организации и (или) ИП.
- Сроки рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб увеличены с 2 до 3 месяцев.
- Судебная коллегия Верховного Суда РФ будет без вызова сторон рассматривать кассационные жалобы и представления на судебные акты, принятые по делам, рассмотренным в порядке приказного или упрощенного производства. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд сможет вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 667-ФЗ.
Так, в рамках экономической экспертизы будет проводиться самостоятельный вид экспертизы - исследование расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Кроме того, вводятся новые рода экспертиз - религиоведческая и этиковедческая экспертизы, в рамках которых будет проводиться религиоведческое и этиковедческое исследование информационных материалов соответственно.
Одновременно перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, дополнен соответствующими экспертными специальностями.
Нормативная основа: Приказ Минюста России от 31.01.2024 № 32.
Административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство.
Нормативная основа: Федеральный закон от 14.02.2024 № 15-ФЗ.
Судье, при подготовке к делу, вменяют необходимость анализа судебной практики постановлений Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановления ВАС, постановлений Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановления Президиума ВАС, а также Обзоров судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ. Данная необходимость способствует наиболее правильному разрешению споров и соответственно последующего судебного акта.
Предварительное судебное заседание не проводится при рассмотрении дел:
- В порядке упрощенного или приказного производства;
- О приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав;
- О преобразовании филиала (представительства) иностранного юридического лица в хозяйственное общество;
- О приостановлении осуществления прав иностранного инвестора.
Суд самостоятельно может получать необходимые для подготовки дела сведения, содержащиеся в открытых источниках. Такие сведения могут оспариваться сторонами.
Срок подготовки дела к разбирательству определяется самостоятельно судьей исходя из сложности и конкретных особенностей каждого дела. Это может повлечь за собой затягивания процесса со стороны судьи, поскольку определение о подготовке дела к судебному разбирательству не обжалуется.
Нормативная основа: Постановление Пленума ВС РФ от 04.06.2024 № 12.
Если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для которых необходима соответствующая лицензия, то заказчику необходимо установить требование о наличии соответствующей лицензии у участника закупки.
Участник закупки предоставляет в составе заявки документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у него специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
При этом подтверждением соответствия участника закупки установленным требованиям будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить самостоятельно
Нормативная основа: Письмо ФАС России от 09.01.2024 № МШ/211/24.
В 2024 году получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими госконтрактах, средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению, авансовые платежи в размере от 30 до 50% суммы госконтракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
В случае если указанный госконтракт исполняется в 2024 году и последующих годах и доведенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты авансового платежа в текущем финансовом году, то в госконтракте предусматривается условие о выплате части такого авансового платежа в оставшемся размере не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее выплаченного авансового платежа.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 50.
Новеллами законодательства установлены особенности определения размера платы за выдачу документов, подтверждающих страну происхождения отдельных видов товаров для целей госзакупок на территории государств - членов ЕАЭС
Торгово-промышленные палаты при выдаче актов экспертизы и сертификатов СТ-1 применяют Методику, утвержденную Приказом ТПП РФ от 27.07.2018 № 69.
Нормативная основа: Приказ ТПП РФ от 22.02.2024 № 10.
Изменились требования к единственным поставщикам лекарств. Теперь для получения статуса единственного поставщика нужно:
- Являться юридическим лицом
- Производить лекарственные препараты для медицинского применения на всех стадиях производства в пределах территории ЕАЭС.
- Иметь опыт исполнения договоров (госконтрактов) на поставку лекарственных препаратов в течение 3 лет.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 № 753.
Действия порядка и случаев изменения, государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия продлены на 2024 год.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 № 2304.
Речь идет о следующих лицах:
- лица, которые обязаны или имеют право вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации;
- лица, которым передано право на вступление в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации;
- хозяйственные общества, которые созданы в судебном порядке и которым переданы права иностранной холдинговой компании на акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации.
Также указанные хозяйственные общества и связанные с ними лица вправе не раскрывать (не предоставлять) иную информацию, подлежащую раскрытию (предоставлению) на основании требований законодательства РФ.
При этом хозяйственные общества и связанные с ними лица, не раскрывшие или не предоставившие информацию, обязаны направить соответствующее уведомление получателям такой информации, а также предоставить информацию по их запросам.
Нормативная основа: Указ Президента РФ от 27.01.2024 № 73.
Банк России рекомендует акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, разработать и внедрить прозрачный и понятный механизм определения размера дивидендов и их выплаты
В частности, рекомендовано:
- утвердить дивидендную политику, которую целесообразно сформулировать в отдельном внутреннем документе общества (положении о дивидендной политике);
- определить в указанном отдельном внутреннем документе правила, регламентирующие порядок определения части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов; условия, при соблюдении которых они объявляются (не объявляются); порядок расчета размера дивидендов по акциям, размер дивидендов по которым не определен уставом акционерного общества; минимальный размер дивидендов по акциям акционерного общества разных категорий (типов);
Для акционерных обществ, составляющих консолидированную финансовую отчетность, рекомендуется установить порядок определения минимальной доли консолидированной чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, с учетом установленных ограничений на их объявление и выплату.
Указанные рекомендации в первую очередь адресованы публичным акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Иным акционерным обществам рекомендуется следовать рекомендациям в случаях наличия в составе акционеров миноритарных акционеров, размещения акций различных категорий (типов), а также планируемого привлечения капитала на организованных торгах.
Нормативная основа: Информационное письмо Банка России от 08.02.2024 № ИН-02-28/9.
В перечень включено 48 организаций.
Российские хозяйственные общества, включенные в перечень, могут воспользоваться указанным правом, если раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению, приведут или могут привести к введению мер ограничительного характера.
Нормативная основа: Указ Президента РФ от 05.03.2024 № 169.
Контролирующие лица иностранной организации, зарегистрированной на территории иностранного государства или территории, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, доля участия которых в такой контролируемой иностранной компании в совокупности составляет более 50%, вправе обратиться в ФНС России с заявлением об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является контролируемая иностранная компания.
Контролирующее лицо вправе обратиться с указанным заявлением, если контролируемой иностранной компанией при осуществлении прав акционера (участника) организации совершаются действия (бездействие) в отношении организации, которые нарушают права организации и (или) такого контролирующего лица.
Лица, которые по состоянию на 31 декабря 2023 года осуществляют права акционеров (участников) российских хозяйственных обществ в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ, вправе продолжить осуществление таких прав в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 25.12.2023 № 636-ФЗ, при этом направление указанного выше заявления не требуется.
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 636-ФЗ; Приказ ФНС России от 15.02.2024 № ЕД-7-7/127@.
Нормативная основа: Приказ Банка России от 06.06.2024 N ОД-895.
Также, рекомендуется раскрывать информацию о наличии ограничений на совершение сделок, направленных на отчуждение (обременение) акций эмитента, в том числе акционерами, эмитентом, их подконтрольными лицами (организациями), в течение определенного периода с даты публичного размещения (lock-up).
Нормативная основа: Информационное письмо Банка России от 28.05.2024 N ИН-02-28/33.
Упрощена процедура допуска к государственной тайне граждан, призванных на военную службу или военные сборы. Для таких граждан представление собственноручно заполненной анкеты и получение их согласия на оформление допуска к государственной тайне не являются обязательными.
Проверочные мероприятия, связанные с допуском должностных лиц и граждан к государственной тайне, проводятся ФСБ России или его территориальными органами. Заключение трудового договора (контракта) до окончания проведения проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне, не допускается.
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться, в частности, права на выезд из РФ в случаях и на сроки, которые предусмотрены федеральным законом, при условии осведомленности в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.
Нормативная основа: Федеральный закон от 04.08.2023 № 432-ФЗ; Указы Президента РФ от 11.03.2024 № 177 и № 178, Постановление Правительства РФ от 24.01.2024 № 58.
Изменения внесены в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
В частности, исключено положение о том, что перечень таких резидентов размещается на сайте Банка России. При этом порядок доведения до сведения резидентов информации об их включении в перечень устанавливается Банком России.
Уточняется, что резиденты, включенные в перечень, обязаны составлять и представлять в Банк России информацию:
- о получении ими и их дочерними хозяйственными обществами от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями договоров (контрактов), предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, стороной которых являются такие резиденты и (или) дочерние общества;
- об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по указанным договорам (контрактам);
- об активах и обязательствах, номинированных в иностранной валюте и (или) подлежащих оплате в валюте РФ и (или) иностранной валюте в пользу нерезидентов такими резидентами и (или) юридическими лицами, об обязательствах нерезидентов перед такими резидентами и (или) юридическими лицами.
Информация о дочерних хозяйственных обществах представляется резидентом на консолидированной основе.
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 647-ФЗ; Указания Банка России от 05.02.2024 № 6677-У и № 6678-У.
Запрет будет действовать до 31 августа 2024 года включительно.
В то же время установлен перечень ситуаций, на которые такой запрет не распространяется. Например, допускается вывоз для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений Правительства РФ, а также вывоз физическими лицами для личного пользования.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 29.02.2024 № 243.
В связи с введением в отношении Московской Биржи санкций США, проведение биржевых торгов и расчеты поставочных инструментов в долларах США и евро приостанавливаются.
Официальные курсы доллара США и евро к рублю устанавливаются на основе данных отчетности кредитных организаций по результатам заключенных межбанковских конверсионных операций на внебиржевом валютном рынке по состоянию на 15:30 по московскому времени в текущий рабочий день.
Кроме того, Банк России приостановил торги гонконгским долларом, а также изменил время начала торговых сессий на валютном рынке и рынке драгметаллов, а также на срочном рынке Московской Биржи с расчетами в валютах, отличных от доллара США, евро и гонконгского доллара.
Нормативная основа: Информационное сообщение Банка России от 12.06.2024; Информационное сообщение Банка России от 13.06.2024.
При направлении обращения в электронном виде через личный кабинет, кредитные организации смогут увеличивать стоимость нерыночных активов (прав требований), находящихся в пуле обеспечения или в залоге по кредитам Банка России.
Также, был изменен подход к определению периода деятельности юрлиц, являющихся обязанными лицами по кредитным договорам, права требования по которым могут быть включены в пулы обеспечения.
Нормативная основа: Информационное сообщение Банка России от 30.05.2024.
Выдача разрешений возможна в отношении:
- Отдельных контрактов или операций,
- Общей суммы требований по нескольким контрактам или операциям.
При выдаче разрешения 50 процентов цены договора (контракта) определяются исходя из суммарной цены всех договоров (контрактов) резидента и его дочерних хозяйственных обществ.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 725
Решение о привлечении хозяйственного общества к управлению ОЭЗ принимается Минэкономразвития самостоятельно или по предложению высшего исполнительного органа субъекта РФ, на территории которого решением Правительства создана ОЭЗ, на основании установленных критериев.
Нормативная основа: Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2024 N 291
Ответственность за нарушение указанных запретов несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Нормативная основа: Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ.
Такие договоры можно продлить без торгов, при условии отсутствия задолженности по договору с автоматическим продлением разрешения на установку и эксплуатацию. Срок продления составляет 10 лет.
Нормативная основа: Федеральный закон от 23.04.2024 № 98-ФЗ.
Устанавливаются следующие особенности:
- В период начисления неустойки (пени), предусмотренной за нарушения срока внесения платежа и срока передачи объекта участнику долевого строительства, не включается период с 22 марта до 31 декабря 2024 года включительно.
- При определении размера убытков, причиненных нарушением обязательств по договору, не учитываются убытки, причиненные в период с 22 марта до 31 декабря 2024 включительно.
- Также за период с 22 марта до 31 декабря 2024 года включительно не начисляются проценты, подлежащие уплате участнику долевого строительства в некоторых случаях.
- Неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции, подлежащие уплате гражданину - участнику долевого строительства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, заключенным исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не начисляются за период с 22 марта до 31 декабря 2024 года включительно.
- В отношении применения неустойки (штрафов, пени), процентов, возмещения убытков и иных финансовых санкций к застройщику в части их уплаты, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до 22 марта 2024 года, предоставляется отсрочка до 31 декабря 2024 года включительно. Указанные требования, содержащиеся в исполнительном документе, предъявленном к исполнению с 22 марта 2024 года, в период отсрочки не исполняются банками или иными кредитными организациями, обслуживающими счета застройщика.
Особенности применяются, в том числе к правоотношениям, возникшим из договоров участия в долевом строительстве, заключенных до 22 марта 2024 года.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 18.03.2024 № 326.
В соответствии с новым Порядком ЕГРН ведут:
- Росреестр, его территориальные органы;
- ППК «Роскадастр» (в части ведения реестра границ ЕГРН и внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
ЕГРН ведется с использованием ФГИС ЕГРН, оператором которой является ППК «Роскадастр».
Установлено, в частности, что в ЕГРН вносятся сведения о картографической основе ЕГРН в виде ссылки на веб-сервис (без указания параметров доступа к указанному сервису), посредством которого обеспечивается доступ к картографической основе ЕГРН.
В числе прочего установлены особенности внесения в ЕГРН записей при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников машино-мест в здании (в том числе являющемся многоквартирным домом) или сооружении, собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе, на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества или в границах территории гаражного назначения.
Нормативная основа: Приказ Росреестра от 07.12.2023 № П/0514.
Если сведения, которые подлежат внесению в ЕГРН, могут привести к разглашению государственной тайны, то регистрационные действия осуществляются только в отношении права собственности на такие объекты.
Соответственно с момента передачи таких объектов возникает право хозяйственного ведения, право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования и право безвозмездного пользования.
Договоры аренды таких земельных участков признаются заключенными с момента его подписания.
Нормативная основа: Федеральный закон от 02.11.2023 №509-ФЗ.
В статью 25 Жилищного кодекса внесли изменения, которые уточняют понятие «перепланировка жилья». Теперь перепланировкой считается:
- изменения границ и/или площади помещения;
- изменение внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади);
- образование новых помещений.
Установлен новый порядок изменения назначения помещений в многоквартирных домах (из жилого в нежилое и наоборот). Если перевод помещения из жилого в нежилое и наоборот не требует переустройства или перепланировки, то документ, подтверждающий принятие решения о переводе помещения, является основанием для внесения изменения в сведения ЕГРН. В таком случае перевод будет окончен со дня внесения изменений в сведения ЕГРН.
Нормативная основа: Федеральный закон от 19.12.2023 № 608-ФЗ.
Вводится новое понятие «оператор КРТ», которым признается юридическое лицо, определенное Российской Федерацией или субъектов РФ и обеспечивающее реализацию решений о КРТ.
Оператор КРТ вправе:
- Принимать решение о проведении торгов на право заключения договора о КРТ, определять организатора таких торгов и заключать договор о КРТ по результатам таких торгов;
- Может передавать в субаренду предоставленный ему земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности без согласия арендодателя победителю торгов, в том числе и своим дочерним обществам;
- Самостоятельно принимать решения о подготовке документации по планировке территории;
- Ходатайствовать об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Предусмотрена возможность выдавать градостроительные планы земельных участков для целей КРТ до образования земельного участка, а также осуществлять подготовку проектной и рабочей документации в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных документацией по планировке территории в границах КРТ.
Нормативная основа: Федеральный закон от 25.12.2023 № 627-ФЗ.
Были исключены следующие документы:
- Документы и сведения, представляемые при заключении договоров о подключении
- Сведения о границах особо охраняемой природной территории
- Сведения о границах охраняемой зоны стационарных пунктов наблюдения
- Информация, имеющиеся у органов власти и может быть представлена в порядке межведомственного взаимодействия
В перечень были включены результаты инженерных изысканий, в которые были внесены изменения, справка с описанием изменений, внесенных в результате инженерных изысканий, а также перечень документов, предоставление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта.
Нормативная основа: Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 № 2306.