Владельцы финансово несостоятельных компаний признаются кредиторами «второго сорта» – практику выплаты долгов контролирующим и аффилированным лицам в ходе банкротства представил Верховный суд России. Его выводы призваны защитить добросовестных участников рынка, работников предприятий, потребителей, интересы банков и других кредиторов.
По мнению Натальи Касаткиной, Верховный суд России постарался соблюсти баланс интересов независимых и аффилированных кредиторов должника и при разрешении вопроса о включении требований последних в реестр. В обзоре неоднократно подчеркивается, что автоматическая субординация требований аффилированных кредиторов недопустима. Всё это должно заставить уйти от формального подхода, используемого судами при разрешении подобных споров. А у аффилированного, но добросовестного кредитора сохраняется возможность попасть в реестр наравне с независимыми кредиторами.
В частности, Верховный суд России критически относится к попыткам владельцев бизнеса вернуть компанию, пребывающую в состоянии имущественного кризиса, к нормальной предпринимательской деятельности посредством предоставления ей так называемого компенсационного финансирования. Эта модель поведения отличается от предписанной законом о банкротстве. Следовательно, контролирующее лицо принимает на себя все связанные с этим риски, которые не могут перекладываться на других кредиторов.
Также устанавливается, что уступка контролирующим должника лицом компенсационного финансирования внешне независимому кредитору не изменяет очередность его удовлетворения. Следовательно, сам новый кредитор (цессионарий) фактически признается зависимым, даже если сделка была совершена до начала процедуры банкротства. Поэтому добросовестным участникам рынка долгов необходимо убедиться, что цедент не является контролирующим по отношению к должнику лицом, а передаваемый долг – компенсационным финансированием.