Тематика закупок и площадки
Два последних года внесли свои коррективы во все бизнес-сферы, в том числе частично изменили подходы компаний к закупкам юридических услуг и их тематику. Так в прошлом и первом полугодии текущего года лидировали тендеры на сопровождение сделок и проектов с объектами недвижимости, увеличился интерес к абонентскому обслуживанию, а также выросло и число закупок по возврату просроченной задолженности за коммунальные услуги.
В тендерах с международным элементом чаще стали фигурировать «дружественные» юрисдикции — им стало поступать больше приглашений для консультирования компаний по проектам в большом количестве иностранных юрисдикций (от Европы и Ближнего Востока до Азии и Африки), возникающих в ходе осуществления их деятельности в этих регионах.
При этом оказывать услуги в зарубежных юрисдикциях требуется достаточно часто, делится руководитель проектов S&K Вертикаль Борис Романов. Это необходимо для сопровождения либо прекращения деятельности уже имеющихся у заказчиков контролируемых или дочерних иностранных юридических лиц. Ведь из-за санкционных рисков, большинство иностранных юристов прекратило работу с российскими клиентами, из-за чего многие зарубежные компании, подконтрольные российскому бизнесу, фактически остались без управления.
В целом, коммерческие организации стали проводить больше тендеров, тогда как госкомпании уменьшили количество закупок юридических услуг.
Значительную роль стали уделять опыту и компетенциям юристов в сфере санкционного комплаенса и регулирования, а также проведения международных платежей, продолжает перечислять Романов. При этом такие требования характерны не только при подборе консультантов в вышеперечисленных областях, но и в смежных — судебной работе с иностранным элементом, трансграничным M&A и IP-сделкам, правовом сопровождении трансграничных поставок.
Изменения коснулись и площадок. Из-за санкций, попавшие под них компании начали проводить закупки на закрытых электронных торговых площадках, либо ограничивать доступ для незарегестрированных пользователей. Раньше большинство таких закупок можно было отследить с помощью агрегаторов тендеров, сейчас же в лучшем случае приходится настраивать подписки используя функционал ЭТП, а в худшем — периодически заходить и мониторить публикуемые там закупки через обычный поиск в реестре, поскольку у таких площадок нет подписки на закупки.
Опыт и российские рейтинги
При оценке заявок, в первую очередь заказчики стали тщательнее проверять соответствуют ли участники квалификационным требованиям. Если раньше опыт подтверждали только копиями договоров, то теперь почти всегда заказчик хочет видеть и акты приемки услуг. И в принципе от участника, ожидается более открытый подход к предоставлению информации: раскрытие наименований клиентов, стоимости договоров, контактов рекомендателей и других данных.
В закупке на регистрацию объектов интеллектуальной собственности опыт и деловую репутацию просили подтвердить скан-копиями положительных отзывов, рекомендаций и благодарственными письмами (№ 56315856452230000230000), что более приемлемо в сравнении с запросом копий договоров и актов с раскрытием наименований клиентов и сумм оказанных услуг. Ведь в таких случаях нужно запрашивать разрешение на раскрытие информации, а клиенту легче дать рекомендательное письмо, чем обнародовать условия договора.
Еще один критерий подтверждения квалификации — рейтинги. Он встречается буквально в каждой закупке, где сложность задач повышена, подтверждает Романов. Кроме того, рейтинг позволяет «отсечь» не вполне релевантных кандидатов, чьи цены на услуги будут ниже лидеров рынка, но их качество часто может быть не соответствовать ожиданиям заказчиков. Как отмечет Борис, клиенту важно, чтобы привлекаемый исполнитель не только обладал релевантным опытом, но и входил в число лучших в своей сфере.
Хоть рейтинги и не новый критерий, но за последнее время произошла их переоценка. Раньше в основном запрашивали зарубежные, а российские были одним из дополнительных пунктов или вовсе не указывались в списках требований, однако в 2022 году иностранные рейтинги отказались проводить исследования по России, запустив переход на оценку участников с точки зрения их позиций именно в российских списках. И сейчас этот процесс почти завершился. И если в 2022 и 2023 годах компании еще пытались просить скриншоты страниц сайтов Chambers и Legal 500 с указанием наименования международной фирмы-предшественника, то теперь в требованиях Право-300 и Коммерсантъ.
Как правило, опыт оказания услуг по предмету закупки является одним из самых важных неценовых критериев, дающий вес в общем зачете почти наравне с ценой предложения. При этом наличие фирмы в рейтингах может быть не обязательным пороговым критерием, но часто дает возможность заработать высокие баллы и сделать предложение конкурентнее. Также есть небольшой пул тендеров, куда можно податься только если ты в первой группе рейтинга по соответствующим направлениям..
Весной для регистрации товарных знаков, продления срока их действия, перехода права на объекты интеллектуальной собственности и иные услуги в этой сфере, компания «ВК» искала фирму, представленную в федеральном рейтинге Право-300 в категории «Интеллектуальная собственность. Регистрация» за 2023 год (№ COM16042400151) . Условием участия в одном из лотов (на 18 млн руб.) был золотой тикер по публичному рейтингу, а в другом (на 87 млн руб.) — серебряный.
В некоторых закупках сведения о включении в рейтинги российского рынка юруслуг просят предоставить сразу за пять лет (№ 55034065171230003670000). А иногда компании достаточно показать, что у нее есть специалисты из «Право 300»/Рекомендованные юристы не ниже третьей группы. Такое требование в прошлом году для сопровождения инвестиционных проектов установила «Корпорация Туризм.рф» (№ 32211209780).
Но иногда заказчики не совсем грамотно используют возможности юридических рейтингов при формировании требований и критериев. Как отмечают юристы, они пренебрегают присвоенным участнику закупки группам: если фирма просто есть в рейтинге в любой группе — даем балл, если нет — не даем. Еще недооценивают значимость рейтинга и присваивают небольшой процент за данный критерий. Но это скорее исключения, которые возникают если компания впервые закупает юридические услуги и пока еще не обладает достаточным опытом для оценки юр.фирм или если критерии прописывают сами закупщики в компании без привлечения помощи коллег из юридического департамента.
Иностранный элемент и контрсанкции
Повлияли на конкурсные процедуры и контрсанкции, особенно если они связаны с международными спорами и необходимостью привлечения зарубежных подрядчиков. От последних теперь просят письменное согласие на представление интересов российского заказчика, включенного в санкционные списки. А в тендеры на зарубежные услуги крупные государственные компании стали добавлять требование о предоставлении иностранным субподрядчиком письма о готовности оказывать услуги на протяжении всего проекта.
Так, чтобы подтвердить возможность работы по праву зарубежных юрисдикций (19 стран, в том числе недружественных), просят заверенную копию письма от зарегистрированной в такой стране юрфирмы (№ 77726606316230000440000 и № 79701087623230003560000). При этом оно должно быть выдано не ранее 24 февраля 2022 года. Подойдет и заверенная копия партнерского соглашения с готовность оказать услуги компании с госучастием.
Чтобы определить выполнимость этого требования, нужно смотреть на детали. Например предоставить письмо по одной или двум странам не составит проблем. Но часто их требуется от восьми до двенадцати, при этом участие в закупке может быть осложнено тем, что «покрыть» нужно большинство из них. А это сопровождается высокими затратами на коммуникацию с иностранными партнерами. Дополнительные сложности создают сжатые сроки и санкционные ограничения.
Как отмечают эксперты, облегчить задачу могут наработанные фирмой связи: практически во всех ключевых юрисдикциях у них есть пул локальных консультантов, с которыми налажены многолетние связи и опыт работы, в том числе после 2022 года. Но это не отменяет последующий конфликт-чек с раскрытием всех сторон по проекту для исключения наличия конфликта интересов.
Новым и уже ставшим стандартным критерием стало отсутствие у участника запрета или ограничений на выполнение работ или оказание услуг отдельными видами юрлиц, устанавливаемого ФЗ № 127 «О мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств» (№ 54207053310230000180000). Или чтобы собственники, бенефициары и соисполнители не находились в перечне лиц, в отношении которых введены специальные экономические меры (№ 55007101649230000880000).
Еще от участия в некоторых закупках отстранили иноагентов (№ 53459076049230000970000 и № 52288003303230000070000). Борис Романов объясняет это тем, что иностранные агенты обязаны подробно отчитываться об источниках дохода и операциях с деньгами. Поэтому, если они будет оказывать заказчику юруслуги, то будет раскрыта коммерческая и адвокатская тайна, которой охраняются сведения, в том числе о предмете договора, конкретных действиях, итоговой сумме гонорара и порядке ее выплаты. К тому же факт коммерческих отношения с иноагентом заказчик может расценить как репутационный ущерб.
В целом, закупщики крупных компаний стараются максимально быстро и эффективно отслеживать актуальную ситуацию на рынке и адаптировать свои процедуры с учетом внутренних потребностей и внешних факторов. При этом отстройку методик и процедур, доработку подходов к закупкам с учетом современных реалий они проводят совместно с поставщиками услуг.