Новости бюро

Наталья Колерова осветила тему мнимого держания активов при банкротстве на тематической конференции Право.ru.

Криптовалюту признали имуществом банкрота, ее можно включить в конкурсную массу. Частые злоупотреблениях в банкротстве: подмена специальных оснований оспаривания сделок, сокрытие активов банкротами
S&K Вертикаль

В конкурсную массу можно включить не только машины или квартиры, но и криптовалюту. Правда, найти такой актив достаточно сложно. Юристы поделились советами, которые помогут разыскать такое имущество. А еще объяснили, что нужно сделать для получения контроля над банкротной процедурой. Некоторые считают, что нужно первым подать заявление, а значит, и предложить кандидатуру арбитражного управляющего. Но практика показывает, что следует не только обратиться в суд, но предварительно и опубликовать уведомление на ЕФРСБ. Другие проблемные вопросы банкротства эксперты обсудили на тематической конференции Право.ru.

Пополнение конкурсной массы

Учитывая растущую популярность криптовалюты, она все чаще начинает фигурировать в банкротных делах. Законодательно криптовалюту признали имуществом банкрота, то есть ее можно включить в конкурсную массу должника. Но зачастую достаточно сложно установить само наличие криптоактива. Финансовые управляющие сначала направляют должникам запросы о наличии такого имущества, просят передать пароли к электронным кошелькам. Если они отказываются, управляющие подают ходатайства об истребовании доказательств.

Для кредиторов и управляющего важно не только включить как можно больше имущества в конкурсную массу, но и реализовать его. По результатам исследования на торгах ценится жилое имущество — приходит много заявок, а стоимость в итоге повышается от оценочной. Такая же ситуация с продажей машин. 

В среднем на реализацию коммерческих участков, которые расположены в Москве, требуется 100 дней, а в Московской области — всего два дня. Жилые помещения в столице зачастую уходят с торгов за 68 дней. В области — всего за 13. А вот автомобили в Москве покупают быстрее: за 26 дней против 115 дней в области. 

О злоупотреблениях в банкротстве

В процедурах банкротства стороны часто сталкиваются со злоупотреблениями. Как отметили спикеры, оппоненты могут подменять специальные основания оспаривания сделок (ст. 61.2 и ст. 61.3 закона «О банкротстве») на общегражданские (ст. 10 и ст. 168 ГК). Они делают это, чтобы обойти правило о сокращенном сроке исковой давности и миновать трехлетний период подозрительности. Разумный предложил, как избежать таких злоупотреблений на практике. Промежуточным решением может быть внесение дополнений в разъяснение Пленума ВС. А именно, что специальные основания оспаривания сделок из закона «О банкротстве» сами по себе не мешают суду квалифицировать сделку, совершенную со злоупотреблением правом, как ничтожную (ст. 10 и 168 ГК) в случае, если пороки сделки выходят за пределы дефектов подозрительных сделок и сделок должника, влекущих за собой предпочтение одного из кредиторов другим кредиторам.

Еще будущие банкроты часто скрывают свои активы, чтобы в процедуре на них не обратили взыскание. Для этого они оформляют свои имущество на номинального собственника. Об этом рассказала Наталья Колерова, советник, АБ S&K Вертикаль. Эксперт вспомнила дело Сергея Рассветова, которое в 2021 году дошло до Верховного суда. Экономколлегия указала: чем больше доверия между должником и каким-то третьим лицом, тем выше вероятность, что он попросит его быть мнимым собственником какой-то ценности. И на степень доверия влияет имущественная зависимость от должника. И в итоге ВС разрешил арбитражным управляющим узнавать об активах детей банкрота (дело № А56-6326/2018).

Несостоятельный застройщик

Следующую часть конференции посвятили проблемам при банкротстве застройщиков. До 2019 года объект незавершенного строительства можно было передать другому лицу для завершения строительства в случае, если погашены требования залоговых кредиторов или они дали на это согласие. Но в 2019-м такая передача осуществляется без выплаты компенсации залоговым кредиторам и без их согласия на передачу. Это правило распространили и на ранее возникшие правоотношения. Так кредиторы фактически лишились залоговой защиты своих интересов, если договор долевого участия заключен до 1 июля 2019 года. 

Но в 2022 году КС защитил права залоговых кредиторов при передаче недостроя фонду защиты прав дольщиков. Конституционный суд указал, что кредиторы по всем текущим обязательствам должника-застройщика не должны получить в результате передачи имущества фонду меньше, чем они получили бы при одинарном погашении их требований при реализации имущества должника на торгах (постановление КС от 21.07.2022 № 34).

Не только ликвидация

Банкротство может завершиться не только ликвидацией компании. В банкротстве юрлиц предусмотрены и реабилитационные процедуры: финансовое оздоровление и внешнее управление.  Реструктуризация при несостоятельности не пользуется популярностью — ее вводят менее чем в 2% случаев. Это ничтожно мало по сравнению с ликвидационной процедурой. При этом в США оздоровительные процедуры вводятся в 35% банкротных дел. Солодовникова считает, что в текущих условиях и российскому бизнесу необходимо чаще использовать несостоятельность как возможность восстановить свое финансовое состояние.

Подробнее: Право.ru
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies