Три родственницы из Московской области решили оспорить сделку умершего отца. Он заключил с ответчиком предварительный договор на покупку дома и участка и внёс задаток 1,2 млн рублей. Однако основной договор заключить не успел. Его наследники попытались взыскать с продавца задаток, трактуя получение им денег как неосновательное обогащение.
Сначала Орехово–Зуевский горсуд Московской области отказал наследникам во взыскании с продавца 1,2 млн рублей. Затем Московский областной суд отменил это решение и удовлетворил требования наследников, взыскав с продавца дома и земли задаток. А Первый кассационный суд оставил в силе это определение Мособлсуда.
Весной этого года дело добралось до Верховного суда РФ, куда пожаловался продавец недвижимости. 13 апреля ВС РФ отменил решения Мособлсуда и Первого кассационного суда и оставил в силе решение Орехово–Зуевского горсуда.
Ключевым вопросом для судов при разрешении этого спора являлся вопрос о неразрывности связи обязательств наследодателя с его личностью.
Руководитель проектов АБ «S&K Вертикаль» Александра Стирманова пояснила, что позиция, изложенная ВС по спору трёх наследников с продавцом недвижимости, является абсолютно справедливой.
Александра также отметила: «Нельзя признать денежные средства, полученные ответчиком по предварительному договору купли–продажи от наследодателя, в качестве неосновательного обогащения при условии, что предварительный договор не расторгнут и не признан судом недействительным. Сам по себе факт смерти стороны сделки и отсутствия желания у наследников исполнять предварительный договор не влечёт прекращения предварительного договора или его недействительность. Поэтому наследники, вступая в права, должны помнить: в наследственную массу также входят права и обязанности наследодателя по заключённым им при жизни сделкам в том же объёме, что имел при жизни наследодатель».