Новое исследование Forensic & Business Solutions даёт неутешительные прогнозы: в период кризиса число случаев мошенничества в частных компаниях только возрастёт. При этом, по данным исследователей, фирмы теряют до $1 млн из-за всевозможных махинаций.
Самым распространённым видом экономического преступления Forensic & Business Solutions называют незаконное присвоение активов. На глобальном уровне таких 47%, а в России — 55%. На втором месте — взяточничество и коррупция. Причём, в России основной эту проблему считает на 17% больше опрошенных, чем в глобальных масштабах. Третье место заняло мошенничество в сфере закупок товаров и услуг: у нас в стране его назвали 34% респондентов, а в среднем по миру — 23%.
Среди российских респондентов высокий уровень ожидаемого столкновения с мошенничеством при закупке товаров, работ и услуг свидетельствует о достаточно высоком уровне коррупциогенности в данной сфере, говорит Руслан Милованов, адвокат S&K Вертикаль: «На мой взгляд, это связано отсутствием должного контроля по оценке эффективности использования бюджетных средств».
Столько же опрошенных (23%) на глобальном уровне столкнулись с киберпреступлениями — они стали вторым самым распространёнными видом мошенничества в 2017-м и 2019 годах.
По мнению Милованова, рост киберпреступности «связан с ростом доступности и популярности цифровых технологий: все большее количество людей использует различные программы, сервисы и платформы». При этом, считает юрист, пользователи зачастую не ознакамливаются с условиями использования ПО и не уделяют достаточного внимания информационной безопасности.
Но в лидерах, согласно исследованию, оказались действия с безналичными платежами и коррупция. Первые составили 34%. Здесь имеются в виду случаи, когда злоумышленники получают доступ к конфиденциальной информации держателя банковской карты через обман, или используя поддельные, а то и похищенные карты. На взятки, коррупцию и подкуп вместе пришлось аж 63% случаев мошенничества.
«В России этот вид мошенничества остается более развитым, несмотря на перманентную борьбу с ним», говорит Милованов, добавляя, что «текущая негативная экономическая ситуация также способствует росту данного вида мошенничества».
Что делать компаниям?
Основную часть экономических преступлений в компаниях раскрывают, привлекая внешние форензик-агентства. В России таких — 56%, а на глобальном уровне 52%. По мнению Руслана Милованова, привлекательными форензик-компании делают «опыт работы с большими массивами данных и беспристрастность».
«Активное внедрение механизмов внутреннего контроля, направленных на предотвращение и расследование экономических преступлений, а также развитие корпоративной этики в компаниях, тренинги по информационной безопасности могли бы снизить риски совершения мошеннических действий в этих компаниях», комментирует ситуацию Руслан Милованов.