Новости бюро

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

Возбуждение дел о банкротстве будет приостановлено в России после принятия моратория. Также предполагается приостановка уже возбужденных банкротств. Европейский опыт запрета банкротств
S&K Вертикаль

По состоянию на 25 марта 2020 года для целей публичного обсуждения размещен законопроект о включении в законодательство возможности объявления моратория на возбуждение дел о банкротстве. Учитывая поручение Президента РФ, законопроект в опубликованной или уже в измененной редакции будет внесен для рассмотрения в Государственную думу в ближайшее время. В обзоре представляем Вашему вниманию комментарий предложенного к публичному обсуждению текста.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве: российские реалии.

Законопроект предусматривает предоставление Правительству РФ права введения моратория на возбуждение дел о банкротстве.

Правительство самостоятельно определяет организации, в отношении банкротства которых будет введен мораторий. Фактически, правительство ничем не ограничено в этом вопросе.

Законопроект предусматривает, что мораторий вводится в исключительных случаях, при этом признаки или условия признания случая исключительным не регламентированы.

Законопроект устанавливает приостановление течения срока, в который должник обязан подать заявление о собственном банкротстве. Также мораторий приостанавливает срок, в течение которого действует публикация о намерении инициировать банкротство должника. Срок также определяется правительством, максимальный период – 6 месяцев.

Для процедур, которые будут возбуждены в течение трех месяцев после снятия моратория, устанавливается ряд особых правил. В частности, момент введения моратория, а не момент возбуждения дела о банкротстве будет отправной точкой для определения периода подозрительности для оспариваемых сделок; курс валют для обязательств, выраженных в иностранной валюте, будет определяться на дату введения моратория; письменное согласие кредитора на заключение мирового соглашения, данное в период действия моратория, связывает кредитора в вопросе заключения мирового соглашения с должником.

Адаптация Европейского законодательства

20 марта 2020 года исполнительный орган Конференции по европейскому праву реструктуризации и несостоятельности (CERIL) выпустил заявление 2020-1, призывающее Европейский союз и национальных законодателей адаптировать законодательство о банкротстве к сложившейся ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, которая привела компании к финансовым затруднениям.

В качестве первого шага, позволяющего адекватно отреагировать на сложившиеся обстоятельства, CERIL рекомендует временную приостановку обязательств по подаче должником заявления о признании банкротом при наличии чрезмерной задолженности до определенной даты или соответствующего решения государственного органа, а также освобождение от ответственности за несвоевременную подачу такого заявления. Кроме того, рекомендуется ограничить соответствующее право кредиторов.

Мораторий не должен быть обусловлен дополнительными требованиями, такими как доказывание, что компания действительно нуждается в помощи государства или затронута экономическим кризисом.

Такая обязанность действует в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Испании, Италии, Латвии, Польше, Чехии и Франции. Ее предназначение заключается в способствовании выхода с рынка нежизнеспособных с точки зрения бизнеса компаний посредством инициации процедуры банкротства в интересах кредиторов и участников.

Однако, как отмечает CERIL, в текущих рыночных условиях большое количество компаний сталкиваются с серьезными трудностями, что тем не менее не позволяет сказать об объективной нежизнеспособности их бизнеса в сложившихся обстоятельствах.

В качестве модели предлагается использовать чрезвычайное законодательство, которое было принято 17 марта в Испании и 20 марта в Швейцарии.

Чрезвычайное законодательство: зарубежный опыт.

  • В Испании 17 марта 2020 года принят Королевский декрет-закон, которым устанавливается месячный мораторий на обязанность должников по подаче заявлений о банкротстве на период действия чрезвычайного положения в стране. В течении моратория должник будет защищен от процедуры банкротства, инициированного кредитором. Однако, такие средства правовой защиты, как обращение взыскания на предмет обеспечения, приостановление исполнения обязательств по договору или их прекращение кредиторам будет доступно, что говорит о частичном характере действия моратория;
  • 20 марта 2020 года в Швейцарии также приостановлено действие статьи 62 закона о банкротстве, обязывающее должника подавать соответствующее заявление; 
  • Федеральное правительство Германии намерено приостановить до 30 сентября 2020 года действие норм, обязывающих руководителей компаний, которые столкнулись с финансовыми трудностями в результате влияния эпидемии коронавируса, подавать в течение трех недель заявление о признании должника банкротом. Это связано с тем, что финансовая помощь, выделенная государством для поддержки, может не успеть прийти в трехнедельный промежуток времени всем нуждающимся компаниям. В случае необходимости действие новой системы регулирования будет продлено до 31 марта 2021 года; 
  • Парламент Латвии 20 марта 2020 года принял специальный закон, в соответствии с которым право кредиторов должника обратиться с заявлением о банкротстве ограничивается до 1 сентября 2020 года;
  • В Австралии период, в течение которого должник обязан подать заявление о банкротстве, увеличился с 21 дня до 6 месяцев, в течение этого же периода необеспеченные кредиторы не вправе обращаться с требованием к должнику об уплате долга;
  •  Возможность принятия аналогичных мер обсуждается и в Индии.

Проблемы и сложности в реализации.

Предлагаем выделить некоторые проблемы, которые возникнут в ходе реализации законопроекта в опубликованной на сегодняшний день редакции:

  • Законопроект содержит максимальный срок моратория, однако нет запрета на введение повторного моратория неограниченное количество раз, что дает возможность преодоления правила о максимальном сроке;
  • Законопроект предусматривает возврат заявлений, поданных в период моратория, а также продление действия публикаций о намерении обратиться за банкротством должника. Поскольку возврат заявления не предусматривает создание очередности для поданных заявлений, то кредиторы, которые попытались первыми инициировать процедуру, столкнутся со сложностями: за время моратория появятся новые публикации о намерениях, и когда мораторий закончится, первым будет кредитор, который быстрее обратится в суд;
  • Законопроект предусматривает также приостановление уже возбужденных дел о банкротстве. Однако до конца не ясно, о каких именно делах говорит законопроект: о делах, в которых не введена первая процедура, или также о тех делах, в которых было введено наблюдение?
  • В делах, возбужденных в течение трех месяцев после окончания моратория, состав и размер денежных обязательств, возникших до введения моратория, определяются на дату введения моратория. По-видимому, имеется ввиду установление запрета на начисление регулятивных и охранительных процентов. Соответственно возникает дополнительный период до 9 месяцев, в котором не начисляются проценты, которые хотя бы в теории можно получить в банкротной процедуре.
  • Законопроект не устанавливает особых правил принудительного исполнение судебных актов на период моратория. В случае введения моратория, сохраняется возможность получить исполнительный лист и предъявить его ко взысканию. Соответственно, за период моратория имущество может распределиться между отдельными кредиторами должника;

Частично решить указанную проблему должно новое правило об отсчете сроков ст. 61.3 Закона о банкротстве, ввиду чего сделки, совершенные в период моратория, должны оспариваться в упрощенном порядке. Однако всегда актуален вопрос, будет ли у кредитора, получившего исполнение, имущество, которое можно вернуть в массу должника.

  • Формальное внесение лиц в список организаций, в отношении которых действует мораторий, будет препятствовать возбуждению дел о банкротстве тех, которые имели признаки банкротства задолго до моратория;
  • Предложенное решение квалификации сделок, совершенных в период моратория, может свести на нет цель введения моратория, т.к. может отпугнуть новых контрагентов возможного банкрота.

Обзор подготовлен по состоянию на 25.03.2020.

Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies