В пятницу, 28 октября, министр обороны Сергей Шойгу объявил о завершении мобилизационных мероприятий. По его словам, необходимые для фронта 300 000 человек были набраны.
В понедельник, 31 октября, Минобороны повторно выступило с заявлением о завершении мобилизации. С 1 ноября военкоматы приступят к своей привычной деятельности: будут проводить осенний срочный призыв, который в этом году продлится два месяца вместо трех — с 1 ноября по 31 декабря. По утверждению ведомства, с этого момента на фронт будут отправлять только добровольцев и контрактников.
Вечером того же дня Владимир Путин ответил на вопрос о формальном прекращении мобилизации тем же способом, которым ее объявил, то есть президентским указом. «Откровенно говоря, не задумывался над этим. С юристами поговорю, нужно ли указом объявлять, что она завершена», — сказал он. При этом президент заверил, что «точка поставлена».
На фоне этого обсуждения главы думских комитетов из «Единой России» решили устранить «правовой пробел» в мобилизационном законодательстве и предложили поправки в Уголовный кодекс об уголовной ответственности за уклонение от мобилизации. Наказание составит до пяти лет лишения свободы.
Что об этом думают юристы
Партнер практики частных клиентов АБ "S&K Вертикаль" Юлия Андреева отмечает: формально ни закон «О мобилизации», ни указ президента о частичной мобилизации не устанавливают, что завершение мобилизационных мероприятий должно оформляться новым указом.
Но опрошенные эксперты уверены: решение главы государства, оформленное в письменном виде, обязательно нужно. Ведь мобилизацию объявили на основании него — нормативного акта, который действует либо до момента отмены, либо до специально прописанной в нем даты. В указе об объявлении мобилизации нет конкретных сроков.
У Владимира Путина по закону о мобилизации «открытая компетенция», он может делать все, что прямо не написано. У других органов такого права нет. «Поэтому очевидно, что нужен его указ», — уверены опрошенные эксперты.
После подписания указа любые мобилизационные мероприятия должны быть прекращены, что позволит избежать злоупотреблений военных комиссариатов и в полной мере исполнить распоряжения президента.
Юлия Андреева, партнер практики частных клиентов АБ «S&K Вертикаль»
Почему (возможно) власти не хотят такого указа?
«Если сейчас издать указ о прекращении [частичной мобилизации], то потом надо будет новый издавать о начале, второй раз. А так не нужно: объявили — и берем людей сколько и когда захотим», — объясняют опрошенные эксперты. Если армии понадобятся новые бойцы, действующий документ позволяет добрать их в нужном количестве в любой момент — все юридические основания для этого есть.
Кроме того, из-за принятых через три дня после начала мобилизации поправок в Уголовный кодекс совершение преступлений в период мобилизации считается отягчающим обстоятельством. Суды уже начали пользоваться этой поправкой.
Андреева обращает внимание на один из пунктов президентского указа о начале частичной мобилизации, который предусматривает, что контракты о прохождении военной службы продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации. Это значит, что после издания указа об окончании частичной мобилизации все контрактники получат возможность прекратить свои обязательства перед армией и уехать домой. Но ни одна из множества заявленных властями целей специальной военной операции пока так и не выполнена.
Поэтому, по мнению Андреевой, более корректно в данном случае говорить о «прекращении мероприятий по частичной мобилизации», нежели о «завершении частичной мобилизации».