Новости бюро

Конец мобилизации: нужен ли указ президента? Комментарий Юлии Андреевой для Право.ru.

После подписания указа мобилизационные мероприятия должны быть прекращены, что позволит избежать злоупотреблений военных комиссариатов
S&K Вертикаль

В пятницу, 28 октября, министр обороны Сергей Шойгу объявил о завершении мобилизационных мероприятий. По его словам, необходимые для фронта 300 000 человек были набраны.

В понедельник, 31 октября, Минобороны повторно выступило с заявлением о завершении мобилизации. С 1 ноября военкоматы приступят к своей привычной деятельности: будут проводить осенний срочный призыв, который в этом году продлится два месяца вместо трех — с 1 ноября по 31 декабря. По утверждению ведомства, с этого момента на фронт будут отправлять только добровольцев и контрактников.

Вечером того же дня Владимир Путин ответил на вопрос о формальном прекращении мобилизации тем же способом, которым ее объявил, то есть президентским указом. «Откровенно говоря, не задумывался над этим. С юристами поговорю, нужно ли указом объявлять, что она завершена», — сказал он. При этом президент заверил, что «точка поставлена».

На фоне этого обсуждения главы думских комитетов из «Единой России» решили устранить «правовой пробел» в мобилизационном законодательстве и предложили поправки в Уголовный кодекс об уголовной ответственности за уклонение от мобилизации. Наказание составит до пяти лет лишения свободы.

Что об этом думают юристы

Партнер практики частных клиентов АБ "S&K Вертикаль" Юлия Андреева отмечает: формально ни закон «О мобилизации», ни указ президента о частичной мобилизации не устанавливают, что завершение мобилизационных мероприятий должно оформляться новым указом.

Но опрошенные эксперты уверены: решение главы государства, оформленное в письменном виде, обязательно нужно. Ведь мобилизацию объявили на основании него — нормативного акта, который действует либо до момента отмены, либо до специально прописанной в нем даты. В указе об объявлении мобилизации нет конкретных сроков.

У Владимира Путина по закону о мобилизации «открытая компетенция», он может делать все, что прямо не написано. У других органов такого права нет. «Поэтому очевидно, что нужен его указ», — уверены опрошенные эксперты.


После подписания указа любые мобилизационные мероприятия должны быть прекращены, что позволит избежать злоупотреблений военных комиссариатов и в полной мере исполнить распоряжения президента.

Юлия Андреева, партнер практики частных клиентов АБ «S&K Вертикаль»


Почему (возможно) власти не хотят такого указа?

«Если сейчас издать указ о прекращении [частичной мобилизации], то потом надо будет новый издавать о начале, второй раз. А так не нужно: объявили — и берем людей сколько и когда захотим», — объясняют опрошенные эксперты. Если армии понадобятся новые бойцы, действующий документ позволяет добрать их в нужном количестве в любой момент — все юридические основания для этого есть.

Кроме того, из-за принятых через три дня после начала мобилизации поправок в Уголовный кодекс совершение преступлений в период мобилизации считается отягчающим обстоятельством. Суды уже начали пользоваться этой поправкой.

Андреева обращает внимание на один из пунктов президентского указа о начале частичной мобилизации, который предусматривает, что контракты о прохождении военной службы продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации. Это значит, что после издания указа об окончании частичной мобилизации все контрактники получат возможность прекратить свои обязательства перед армией и уехать домой. Но ни одна из множества заявленных властями целей специальной военной операции пока так и не выполнена.

Поэтому, по мнению Андреевой, более корректно в данном случае говорить о «прекращении мероприятий по частичной мобилизации», нежели о «завершении частичной мобилизации».

Подробнее: Право.ru
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies