Количество банкротств в России за 9 месяцев 2018 года почти не изменилось по сравнению с тем же периодом прошлого года. В Петербурге ситуация похожая.
Всего в стране за 9 месяцев текущего года число судебных решений о банкротстве юридических лиц составило 9680 штук. По отношению к аналогичному периоду 2017 года оно увеличилось лишь на 0,1 %, следует из статистики Федресурса (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, fedresurs.ru). В Петербурге динамика близкая — рост на 2 %, до 539 банкротств.
Как считает Наталья Колерова, адвокат, руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль», те, кто хотел запустить процедуру банкротства — как кредиторы, так и должники, — сделали это в предшествующие периоды, поэтому в настоящий момент нет резкого увеличения количества банкротных процедур. «Кроме того, до сих пор количество банкротств, в которых денежных средств должников не хватает для их обеспечения, достаточно, а у самих кредиторов фонды для финансирования таких процедур зачастую исчерпаны либо отсутствуют как таковые», — добавляет она. «Как нам неоднократно заявляли в 2017 году, российская экономика достигла дна. Действительно, огромное количество предприятий и компаний оказались на грани банкротства, это для бизнеса и есть дно.
Вероятно, именно поэтому 2018 год по сравнению с годом прошлым обеспечил себе относительно неплохую статистику», — делится предположением Валерий Зинченко, управляющий партнер коллегии адвокатов Pen&Paper. Доля кредиторов по общероссийской статистике, доля удовлетворенных требований кредиторов по отношению к сумме включенных в реестры требований несколько увеличилась — до 6,4 % в январе–сентябре 2018 года против 6,3 % в 2017 году.
Карина Епифанцева, партнер Апелляционного центра, считает эту статистику лукавой. «Статистика удовлетворенных требований складывается благодаря делам, где по тем или иным причинам бенефициар принимает решение погасить реестр требований кредиторов с целью прекращения дела о банкротстве, — говорит она. — За этот год у нас было два подобных кейса. Также было удовлетворение реестра на 70 % путем заключения мирового соглашения. Но подавляющее большинство процедур остаются с процентом погашения, стремящимся к нулю. Поэтому говорить об общей тенденции, что в среднем в каждой процедуре кредиторы получают 6 %, некорректно».
«Рост удовлетворенных требований кредиторов напрямую связан с институтом привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и контролирующих компанию лиц, — констатирует Валерий Зинченко. — Наблюдая, как лихо он стал применяться на практике, можно прогнозировать такой рост и в дальнейшем. С другой стороны, уголовно–правовой рычаг, который к месту и не к месту применяется для возврата кредиторской задолженности, вряд ли может сильно повлиять на рост удовлетворения требований, так как мало кто умеет его применять верно, а неверное его применение зачастую порождает ситуацию, когда бизнес оказывается разрушен, контролирующие лица — обескровлены и стороны спора уже не могут найти разумный компромисс, а уголовное дело продолжает жить своей собственной жизнью».
Наталья Колерова полагает, что предпосылки для роста доли удовлетворенных требований кредиторов в ближайшим будущем есть, потому что, во-первых, крупные кредиторы, не банки, все чаще стали обеспечивать свои требования залогом имущества должника. Кроме того, развитие судебной практики привело к тому, что кредиторы стали занимать все более активные позиции в делах о несостоятельности и возражать против требований аффилированных кредиторов, участвовать в обжаловании сделок и привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Законодатель и судебная практика только расширяют количество механизмов, посредством которых появляется возможность наполнить конкурсную массу и дотянуться до бенефициаров и скрытых активов». Строители лидируют в отраслевой структуре компаний, находящихся в процедуре конкурсного производства, больше всего, 21 %, строительных организаций.
По данным информационной системы «СПАРК–Интерфакс» на 28 сентября 2018 года, таких строителей 6897. В Петербурге в отраслевой структуре банкротов тоже лидируют строители. «Отраслевая структура компаний–банкротов в 2018 году в целом не изменилась, — отмечает Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal. — Преобладают все так же компании из строительной отрасли. Вместе с тем можно отметить увеличение количества банкротящихся банков и автодилеров.
Поскольку и тех и других на рынке намного меньше, чем, например, строительных компаний или компаний, занимающихся оптовой торговлей, то рост числа их банкротств слабо влияет на общее количество компаний–банкротов. Но на статистику в соответствующей отрасли эти банкротства влияют сильно». «Лидирует стройка, как и в прошлом году, — подтверждает Карина Епифанцева. — Появилась процедура банкротства управляющей компании. Видимо, в дальнейшем мы будем наблюдать такую тенденцию среди УК: перевод жильцов на прямые договоры с ресурсниками не мог пройти бесследно.
Автор статьи: Александр Пирожков