Новости бюро

Колесо закона: в России ограничат скорость электросамокатов. Комментарий Любови Сысоевой для Известий.

Вводятся правил использования электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, будет разрешено движение по проезжей части а также ограничена скорость
S&K Вертикаль

Какой будет допустимая скорость электросамокатов

Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). В них говорится об ограничении скорости транспортных средств на тротуарах, дорожках и обочинах до 25 км/ч.

Согласно новому документу, всем устройствам, выделенным в категорию СИМ, будет разрешено движение на правой стороне проезжей части при наличии тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. Одновременно вводится ограничение по массе: в случае, если человек будет кататься в пешеходной зоне, устройство не должно весить более 35 кг.

Как уменьшить риски при катании на СИМ

По статистике МВД, число аварий с участием электросамокатов в 2021 году выросло в три раза. Только за полгода в России произошло 180 подобных аварий, в которых 188 человек получили травмы, а пятеро погибли.

Ограничения скорости призваны уменьшить риски неудачных исходов во время катания на СИМ, отмечают эксперты.

В целом, по словам экспертов, изменения нужны, чтобы установить законный статус электросамокатов, правила их движения, стандарты и ограничения. Это необходимо для безопасности всех участников дорожного движения.

Что будет с сервисами проката

Как отметили эксперты, для шеринговых самокатов требования по ограничению скорости и весу уже выполнены самими компаниями. Во-первых, все шеринговые самокаты весят не более 15–20 кг. Во-вторых, все они управляются через сервер, и сейчас по всей стране устройства принудительно ограничены в скорости до 25 км/час.

Представитель кикшеринга отметил, что каждый самокат оснащен GSM и GPS-модулями, которые постоянно передают в облачную ИТ-платформу информацию о местонахождении и состоянии скутера. Внутри платформы происходит анализ передаваемой информации: если самокат въезжает в зону снижения скорости, платформа отдает ему «приказ» не ехать быстрее 15 км/час. При выезде из «медленной» зоны платформа отдает команду возвращаться в штатный скоростной режим до 25 км/час.

Отмечается, что аварийность в основном связана с частными самокатами. Статистика по России говорит, что в 2021 году в 116 происшествиях СИМ принадлежали физлицам, в 19 — юрлицам. Это связано с тем, что кикшеринги регулируются системно.

Как будут работать ограничения

Как отмечает юрист АБ «S&K Вертикаль» Любовь Сысоева, правила дорожного движения для самокатчиков еще не утверждены.

Однако, следуя аналогии, в случае ДТП, где был причинен вред здоровью, водитель электросамоката может понести ответственность по ст. КоАП РФ 12.24. («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»), считает Сысоева. Это влечет за собой наказание в виде штрафа до 25 тыс. рублей.

— Сейчас действия самокатчиков регулируют только внутренние правила кикшерингов, которые обязуется выполнять пользователь, когда берет транспорт в аренду. В правилах есть информация о том, со скольких лет можно арендовать устройство, почему на нем нельзя ездить по двое, но, к сожалению, не все пользователи эти правила читают. За нарушения могут вынести предупреждение, оштрафовать на 1 тыс. рублей или заблокировать аккаунт в зависимости от их регулярности, — отмечает Сысоева. — Кроме того, многие сервисы по аренде самокатов начали выпускать страховки на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу арендатора самоката и третьих лиц.

Важно отметить, что ответственность за вождение несет арендатор, поскольку именно он управляет транспортным средством, добавляет Сысоева. Правовой статус электросамоката еще официально не определен, но по характеристикам его можно отнести к источнику повышенной опасности.

— Такой же позиции придерживаются некоторые суды. Например, Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга признал электрический самокат источником повышенной опасности после ДТП, где пешеход получила травмы средней тяжести, — рассказывает юрист.

По словам Сысоевой, в случае аварийной ситуации водитель самоката будет нести ответственность не только перед потерпевшим, но и перед сервисом проката за повреждения транспорта и упущенную выгоду. По этой причине всегда стоит обращать внимание на техническое состояние самоката, который вы берете. Увидев повреждения, лучше сразу сообщить о них прокатному сервису.

Что делать пострадавшим в аварии с самокатом

Человеку, пострадавшему при падении с электросамоката, первым делом необходимо позвонить в службу спасения по номеру 112, при необходимости вызвать скорую, чтобы получить медицинскую помощь и зафиксировать факт причинения вреда жизни и здоровью. Впоследствии это может пригодиться в суде, подчеркнули эксперты.

В то же время, надо понимать, что договор проката — это гражданско-правовой договор, по которому несут ответственность обе стороны, потому перед тем, как воспользоваться услугой, лучше внимательно изучить документ.

Подробнее: Известия
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies