В «Народном рейтинге» участились жалобы на автоматическое списание социальных пособий, в том числе единовременной выплаты на ребенка в размере 10 тыс. рублей, в счет задолженности по кредитам. С подобной проблемой в начале июня столкнулось несколько клиентов Сбербанка.
По некоторым из жалоб Сбербанк уже провел проверку и деньги вернул, по остальным проверка продолжается. «В Сбербанке была проведена настройка маркирования социальных выплат, направленных на поддержку населения в условиях пандемии. Эти настройки были сделаны с целью обеспечения защиты данных выплат в части списаний по исполнительному производству в рамках законодательства РФ», — отмечают в пресс-службе. Банк направил в адрес организаций, курирующих вопросы социальной защиты и социального обслуживания населения, а также в адрес территориальных органов Пенсионного фонда РФ рекомендации о порядке оформления социальных зачислений.
В соответствии с п. п. 12 п. 1 ст. 101 федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскание не может быть обращено на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. ФССП отдельно поясняла, что единовременные пособия в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка, выплачиваемые на фоне ситуации с новой коронавирусной инфекцией, также не подлежат взысканию. Кроме того, с 1 июня 2020 года у банков появилась обязанность самостоятельно осуществлять расчет сумм денежных средств, на которые может быть обращено взыскание.
Списание детских выплат в счет долга может быть правомерным, если банк произвел его не в рамках исполнительного производства, считает руководитель практики Pro Bono адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Татьяна Микони. «Почти любой договор с банком содержит условие о том, что банк без дополнительного распоряжения клиента имеет право списывать со счета клиента суммы неисполненных денежных обязательств клиента по договорам о предоставлении кредита, оформленным в банке, без предоставления клиентом соответствующего распоряжения», — рассказывает Микони. По ее словам, законность таких действий банков подтверждалась судами неоднократно, а единственная возможность для клиента банка в данном случае защитить свои права – это оспаривать в суде само условие договора.
«В любом случае судебное разбирательство займет не менее года. Поэтому остается только надеяться на то, что банки отнесутся с пониманием к ситуации, в которой оказались их клиенты, и вернут деньги в добровольном порядке», — заключает Татьяна Микони.