Когда к блогеру обращается первый рекламодатель — это показатель успеха. Мы писали, что делать в такой ситуации: спросить о целях, отправить медиакит и попросить ТЗ. Но даже опытные блогеры часто не знают, как платить государству налоги с дохода от рекламы. Hello Blogger спросил у Елены Батура, адвоката и руководителя проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль», нужно ли по закону регистрировать ИП, заключать договор и ставить пометку «на правах рекламы» в посте.
Ведение блогов и страниц в социальных сетях уже не только и не столько развлечение граждан, сколько эффективный способ заработать на размещении рекламы, если на странице блогера широкая аудитория. Вместе с тем за размещение рекламы блогер получает доход. А полученный от рекламы доход облагается налогом.
Для налогообложения доходов от рекламы не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, особенно когда реклама разовая или бывает крайне редко. Если у блогера нет статуса ИП, то с дохода от рекламы он должен уплатить налог на доходы физических лиц. Общая ставка НДФЛ для налоговых резидентов РФ — 13%.
При этом обязанность по исчислению и уплате возникшей суммы НДФЛ блогера в связи с размещением рекламы, как правило, лежит на рекламодателе — ИП или организации. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ рекламодатель — налоговый агент. Он же платит страховые взносы за исполнителя. Также сумму НДФЛ блогер вправе исчислить и уплатить самостоятельно.
Вместе с тем, когда реклама в блоге гражданина имеет постоянный характер, приносит стабильный доход, оказание услуги может быть отнесено к предпринимательской деятельности. Тогда блогеру целесообразно зарегистрироваться в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения со ставкой 6%. Так он избежит риска привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и уменьшит уплачиваемый налог.
В этом случае блогер как ИП платит страховые взносы самостоятельно в фиксированном размере:
- 26 545 плюс 1% с доходов свыше 300 тыс. в Пенсионный фонд.
- 5 840 в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Когда реклама дается в рамках блога организации, то, как правило, учет доходов и расходов происходит по налогу на прибыль организаций. При общей системе налогообложения стандартная ставка налога на прибыль — 20%, еще организации платят НДС, с 1 января 2019 года ставка также 20%. Если юрлицо перейдет на упрощенную систему налогообложения, налог с дохода на рекламу будет ниже. Юрлица также уплачивают страховые взносы за сотрудников.
Чтобы подтвердить налогооблагаемую базу, блогеру нужно документально оформить факт оказания рекламных услуг:
- Заключить договор на рекламу, в основном это договоры оказания маркетинговых или рекламных услуг. Блогер также может присоединиться к публично размещенным соглашениям, то есть акцептовать их. Такие соглашения бывают у рекламодателей или на сервисах для проведения рекламных кампаний в блогах и соцсетях, например в «Блогуне».
- Оформить проведение платежей: определить порядок налогообложения и подписать акт приемки оказанных услуг.
Страницы в социальных сетях не относятся к периодическим печатным изданиям, поэтому требование об отметке «на правах рекламы» на них не распространяется. Однако блогеру целесообразно ставить эту отметку, чтобы указать на рекламный характер поста. Это поможет избежать недоразумений с налоговой при учете доходов и расходов от рекламы, если у блогера есть статус ИП. Его не обвинят в так называемой скрытой рекламе, которая носит недобросовестный характер и вводит потребителей в заблуждение.
Коротко: как продавать рекламу в блоге
- Деньги рекламодателя — доход, с него надо платить налоги.
- Если реклама разовая, платите НДФЛ 13%. Это может сделать за вас рекламодатель как налоговый агент, но надо договориться об этом заранее и прописать в договоре.
- Если публикуете рекламу постоянно, зарегистируйте ИП. Будете платить всего 6% и спать спокойно. Если работаете от имени организации, налог будет выше.
- Заключайте с рекламодателем договор, подписывайте акты.
- Ставьте пометки о рекламе в постах: это не обязательное требование, но так вы избежите возможных проблем с налоговой и обвинений в скрытой рекламе.
Автор: Илья Новиков