Телефон купили, но выяснилось, что звонить с него нельзя. Новый ноутбук не коннектится к Wi-Fi, а смарт-часы перестали включаться. Какой из этих недостатков признают существенным и вернут деньги? Многие требования потребителей продавцы исполняют. Но когда они отказывают, тогда дорога ведет в суд. Как действовать, рассказали эксперты. А мы подобрали много судебной практики, в том числе про ремонт неисправных устройств. Проблема современной техники – дорогой ремонт. И суды решают, какой должна быть стоимость ремонта, чтобы недостаток считался существенным – 100% или 60% от цены товара?
Порядок действий потребителя
Если гаджет сломался, то покупателю сначала нужно обратиться с претензией, в ней перечислить недостатки. Кроме самого дефекта, покупателю нужно будет доказать факт приобретения товара. ВС по делу № 46-КГ18-10 указал, что согласно п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей («Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»), это не повод отказать потребителю. Факт покупки можно подтвердить с помощью гарантийного талона, накладной, счета. Если таких документов нет, то на упаковке товара нужно посмотреть артикулы, фирменные знаки, этикетки, надписи.
Также могут пригодиться показания свидетелей, которые присутствовали при покупке.
Дальше покупатель обязан сдать товар на проверку. А продавец проведет проверку качества либо экспертизу за свой счет, если засомневается в причинах возникновения поломки. Сдать товар на проверку – обязанность потребителя. Если этого не сделать, а потом подать иск – суд откажет. Так произошло по делу № 88-28508/2020.
"Чаще всего продавцы сами выполняют требования потребителей, особенно когда экспертиза подтверждает существенные недостатки. Судебный процесс обходится дорого: суд удовлетворит требования потребителя, и помимо стоимости товара, будет взыскан еще и штраф в размере 50% от стоимости требований, а также судебные расходы" - подчеркивает руководитель проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль».
Но не все так радужно. Добиться возврата денег или замены товара без суда удастся, если продавец понимает, что это производственный брак (то есть его вина) или очевидно серьезный дефект. А если у телефона не работает камера или динамик, он перегревается или тормозит, то покупателю придется постараться, чтобы доказать, что это неисправность существенная.
Обращаться в суд с иском о возврате денег нужно только после того, как пройдет установленный срок ответа:
- 10 дней (ст. 21 закона о защите прав потребителей), если просите вернуть деньги,
- 7–20 дней, если хотите обменять товар (ст. 22 закона о защите прав потребителей).
А самым сильным доводом в суде о существенном характере недостатка будет экспертиза. Если судебная экспертиза не подтверждает существенность недостатка, потребитель может:
- сделать рецензию на экспертизу. Ее, нужно заказать в другом компетентном экспертном учреждении. В этом документе можно указать недочеты, например, неправильно проведенный осмотр, неправильно примененная методика и так далее. Рецензия позволяет добиться назначения повторной экспертизы;
- вызвать эксперта, который составлял заключение, в суд. Здесь важно правильно поставить перед ним вопросы, чтобы завести в тупик и вынудить хотя бы косвенно признать недостатки своей работы.