Новости бюро

Как курьеры «Тинькофф» поссорились с банком из-за выплат. Комментарий Никиты Кузьмина для Forbes.

Спустя полгода с начала проблем с выплатами сотрудники решили объединиться для подачи искового заявления и разрешения спора в суде. Основным предметом иска является переквалификация договоров ГПХ в трудовые и взыскание компенсации
S&K Вертикаль

В конце июля один из курьеров банка в Санкт-Петербурге опубликовал жалобу в Интернете. Он рассказал, что с марта нагрузка на курьеров значительно увеличилась — давние клиенты «Тинькофф» оформляли себе дополнительную карту с платежной системой «Мир», случился приток новых клиентов, пришедших из подсанкционных банков. Кроме того, банк изменил условия по части выплат, что сократило доход представителей «Тинькофф». В апреле, как утверждает курьер, банк не выплатил ему около половины от заработанных им в марте денег. При этом проблемы с выплатами возникли не только у него, но и у многих его коллег — в апреле и в следующие месяцы они получали меньше, чем должны были согласно договору. 

По словам другого бывшего представителя «Тинькофф», руководитель Санкт-Петербургского сектора представителей банка проводил групповую встречу в Zoom для ответов на вопросы курьеров. На вопрос, почему банк стал недосчитывать встречи представителей с клиентами, он ответил, что ошибки нет — сами представители неверно считают встречи. 

Как устроена работа курьера

Согласно договору курьеры обязуются приезжать на встречи к действующим и потенциальным клиентам банка, доставлять им банковские и SIM-карты, а также оформлять необходимые документы. Кроме того, в их обязанности входит бережно хранить документы до передачи в офис, устанавливать оборудование и выполнять «иные поручения» от заказчика, то есть банка. 

Курьеры не получают фиксированные выплаты. Вознаграждение представителя формируется из бонуса за количество встреч и премии за продажи продуктов банка и подписание договоров с клиентами. За каждые проведенные 50 встреч с клиентами банк выплачивал курьеру 5000 рублей. Это неприкосновенная часть заплаты — из нее не вычитают штрафы и прочее.

За каждую выданную кредитную карту курьер получал 800 рублей и еще полторы тысячи, если клиент воспользовался ею в первые семь дней. Кроме того, за каждые проведенные 50 встреч с клиентами банк выплачивал курьеру бонусные 5000 рублей. Вторая часть бонуса зависела от проданного продукта: за перевыпуск дебетовой карты курьер получает 50 рублей, а за выдачу первичной — 100 рублей.

Кроме выплат, существуют и штрафы. В случае нарушения установленных сроков выполнения работ курьер выплачивает неустойку в размере 0,3% от общей стоимости работ за месяц, указано в договоре.

Однако условия выплат периодически меняются. Так, после начала «спецоперации» на Украине представителей поделили на две группы: первой платили 800 рублей за выдачу одной кредитной карты, а второй — 600 рублей за выдачу кредитной карты и еще 1250 рублей, если клиент воспользовался ею в первые семь дней.

С 1 сентября банк снова меняет условия: теперь оплата будет проводиться в баллах — об этом банк уведомил курьеров из разных регионов. Теперь курьер получает за встречу не 50 рублей, а 50 баллов. А вот как баллы конвертируются в деньги, зависит от региона, в котором работает представитель. В Москве за 50 баллов курьер получит 50 рублей, в Санкт-Петербурге — 42,3 рубля. В других регионах коэффициент еще ниже. Так, представитель чебоксарского офиса «Тинькофф» рассказал, что согласно его новому договору один заработанный балл будет равняться 0,68 рубля, а также отменены фиксированные выплаты за количество проведенных встреч. 

Подать в суд 

Часть задержанных выплат «Тинькофф» уже вернул, однако, по словам курьеров, это очень небольшие деньги — так, банк дважды доначислял исполнителям по 222 рубля и 223,4 рубля. Один из курьеров рассказал, что банк прислал ему половину от того, что был должен, — 66 000 рублей. 

Спустя полгода с начала проблем с выплатами сотрудники решили объединиться для подачи искового заявления в суд. 

Основным предметом иска является переквалификация договоров ГПХ в трудовые и взыскание компенсации для тех курьеров, договоры с которыми «Тинькофф» расторг. Сколько именно человек присоединилось к иску и о скольких пострадавших известно.

Правоотношения, регулируемые не трудовым, а гражданско-правовым договором, для заказчика выгоднее, объясняют опрошенные эксперты. Во-первых, не возникает обязанности по отчислениям в социальные фонды, осуществления выплаты выходных пособий, отпускных и иных платежей в пользу нанятого сотрудника, исполнителю работ по ГПХ не нужно предоставлять рабочее место, медстраховку, не возникает проблем с его увольнением, поскольку гражданско-правовой договор носит чаще всего срочный характер и его можно просто не продлевать без каких бы то ни было последствий и обязательств в виде выходного пособия.

По общему правилу, суд анализирует фактические отношения, сложившиеся между сторонами — заказчиком и исполнителем, объясняет юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Никита Кузьмин. Он также уточняет, что суды исходят из фактических обстоятельств каждого конкретного дела, поэтому заранее предположить вероятность переквалификации отношений в трудовые сложно, считает Кузьмин.

По мнению опрошенных экспертов, перевести отношения с банком из гражданско-правовых в трудовые будет сложно. 

Подробнее: Forbes
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies