Новости бюро

ИТМО через суд получил права на участок на Васильевском острове. Комментарий Даниила Анисимова для Делового Петербурга

Арбитражный суд признал отсутствующим право Государственного оптического института на бессрочное пользование участком земли на Васильевском острове. С заявлением в суд обратился исследовательский университет ИТМО
S&K Вертикаль

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал отсутствующим право ФГУП "Всероссийский научный центр “Государственный оптический институт им. Вавилова”" (ГОИ) на бессрочное пользование участком земли на Васильевском острове. Речь идёт об 1 тыс. м2 на Биржевой линии, 4М, кадастровая стоимость — 12 млн рублей. С соответствующим заявлением в июле 2023 года в суд обратился национальный исследовательский университет ИТМО.

В 2002 году ИТМО передали в оперативное управление здание на Биржевой линии, 4М, а в 2023–м вуз попросил Росимущество передать ему и землю под зданием в бессрочное пользование. Но чиновники отказали, поскольку право бессрочного пользования участком было зарегистрировано за ГОИ ещё с 2003 года и на тот момент оно действовало. Эта коллизия и дала толчок судебному процессу между вузами: чтобы получить право на пользование землёй, ИТМО должен был лишить этого права ГОИ.

В арбитраже институт, признанный в 2015 году банкротом, возражал против притязаний ИТМО. По мнению ГОИ, право бессрочного пользования — это имущественный актив, который потенциально может позволить ему хотя бы частично расплатиться с кредиторами (размер задолженности, как ранее сообщал "КоммерсантЪ", — свыше 1 млрд рублей). Однако суд, удовлетворив иск ИТМО, указал: университет, получив здание, получает и возможность претендовать на бессрочное пользование землёй (принцип единства судьбы земельного участка и всех прочно связанных с ним объектов).

Камнем преткновения в споре стала оборотоспособность потенциального права аренды на землю, которое намеревался в перспективе получить ГОИ, считает юрист адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Даниил Анисимов. Если институт получил бы право аренды своего участка, то он мог бы его реализовать на банкротных торгах и выручить дополнительные средства для погашения долгов.

С одной стороны, закон не допускает передачу кому–либо закреплённого за госпредприятием права аренды земли, находящейся в публичной собственности. Поэтому участок, закреплённый за госпредприятием на праве постоянного пользования, как и само право пользования или аренды, не входит в конкурсную массу и, соответственно, не может быть продан для оплаты долгов.

С другой стороны, действующее законодательство всё же разрешает включение права аренды участка, находящегося в публичной собственности, в конкурсную массу госпредприятия.

"Эта возможность существует в том случае, когда здания или сооружения, расположенные на этой земле, принадлежат госпредприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения", — уточняет Даниил Анисимов, ссылаясь на актуальную практику арбитражных судов Московского, Центрального и Восточно–Сибирского округов. Но в споре ИТМО с ГОИ как раз было установлено, что здание передали университету ещё в 2002 году, то есть потенциально именно университет может претендовать на право аренды земли на Васильевском острове, а не ГОИ, получивший право бессрочного пользования только в 2003–м.

По мнению Даниила Анисимова, арбитражный суд обоснованно отклонил доводы ГОИ, а само решение первой инстанции вряд ли будет отменено вышестоящими судами.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies