Штрафы за нарушение правил подготовки к полетам или управление самолетом без прав увеличат в 10 и более раз. Такие поправки в КоАП сегодня планирует поддержать думский комитет по госстроительству и законодательству, рассказал «Известиям» его глава Павел Крашенинников («Единая Россия»). Но идею поднять штрафы за дебош на борту до 30–50 тыс. вместо нынешних 500–1000 рублей в комитете раскритиковали. Депутаты надеются, что черных списков пассажиров для борьбы с нарушениями будет достаточно.
С инициативой повысить штрафы для авиадебоширов правительство выступило минувшей весной. За невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна — курение на борту или отказ застегнуть ремни при взлете и посадке — кабмин предложил штрафовать на сумму 20–40 тыс. рублей вместо установленных сейчас 2–5 тыс. рублей. За мелкое хулиганство в самолете (например, когда пассажир грубит или толкает окружающих) — на 30–50 тыс. рублей вместо нынешних 500–1000 рублей.
Одновременно проект правительства усиливает ответственность и для пилотов. За полет в нетрезвом виде или отказ от освидетельствования устанавливается штраф 50 тыс. рублей вдобавок к уже предусмотренному лишению прав на 2–3 года. Управление воздушным судном без свидетельства пилота авторы инициативы предлагают карать взысканием в размере 20–50 тыс. рублей. Сейчас за такое нарушение штрафуют всего на 2–2,5 тыс.
Ужесточить предлагается и санкции за нарушение порядка допуска к полетам и подготовки к ним. Согласно проекту, штрафовать можно не только в случае, если кому-то причинен вред, но и когда возникла угроза его причинения. С граждан-нарушителей предлагается взыскивать 20–30 тыс. рублей, с должностных лиц — 50–100 тыс. рублей, с компаний — 300–500 тыс. Ранее штрафы составляли 1,5–2 тыс., 3–4 тыс. и 50–80 тыс. рублей соответственно.
В Минюсте, который разработал законопроект, ранее отмечали, что ответственность нужно ужесточать на фоне роста числа происшествий и нарушений на воздушном транспорте. Кроме того, санкции вводились в 2009 году и предусмотренные ими суммы частично обесценились из-за инфляции, объясняли разработчики.
Комитет поддержит законопроект в части усиления ответственности для пилотов, сообщил «Известиям» Павел Крашенинников. Однако по поводу ужесточения наказания для пассажиров у депутатов есть сомнения. С июня 2018 года авиакомпании получили право вести черные списки авиапассажиров-дебоширов и отказывать им в перевозке. То есть фактически ответственность за дебош на борту уже усилена, указано в заключении комитета. А поскольку правоприменительной практики по черным спискам пока нет, то говорить о необходимости дальнейшего ужесточения рано, считают парламентарии.
В МВД тоже сомневались в целесообразности этой инициативы. Выделение мелкого хулиганства на транспорте в отдельное нарушение осложнит работу, поскольку его будет трудно отделить от существующего уголовного состава «Хулиганство» (ст. 213 УК), указывали ранее в министерстве.
Ни законодатель, ни судебная практика не обозначили тех признаков, по которым можно будет разграничить административно наказуемое хулиганство от уголовно наказуемого, согласна с позицией ведомства директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина.
Действия дебоширов на транспорте объективно опасны, и потому введение для них особой ответственности и специальных составов нарушений оправдано, считает адвокат бюро «S&K Вертикаль» Елена Батура. По ее словам, правительственный проект эту задачу не решает. Юрист отметила и возможные трудности в его правоприменении: предлагаемый состав административного правонарушения для хулиганов на транспорте нужно уточнить и четко разграничить со ст. 213 УК РФ, подчеркивает она.
При этом идея ужесточить наказания за нарушения требований авиационной безопасности не вызвала нареканий ни в юридическом сообществе, ни у депутатов. Это логичное и правильное предложение, сказал «Известиям» первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков (ЕР). По его мнению, новые нормы могут затронуть в первую очередь малую авиацию — вертолеты и небольшие самолеты. Были случаи, когда ими управляли лица, не имеющие соответствующих прав, напомнил депутат. Нарушители создавали угрозу безопасности, но их нельзя было привлечь за угон, поскольку всё происходило с разрешения владельца воздушного судна.