Это относительно новая форма налогового контроля, заключающаяся в предоставлении фискальному ведомству доступа к финансово–хозяйственной информации компаний в режиме онлайн. Взамен налогоплательщик освобождается от камеральных и выездных налоговых проверок и получает возможность запрашивать мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогов, обязательное как для налогоплательщика, так и для ФНС. При этом если следование разъяснениям, содержащимся в мотивированном мнении, приводит к возникновению недоимки, вина налогоплательщика исключается, а пени не начисляются.
По данным ФНС, за последние 4 года количество участников налогового мониторинга увеличилось с 7 до 95, при этом в 2019–м к мониторингу присоединились 52 налогоплательщика, среди которых — "ДОМ.РФ" и Банк "ДОМ.РФ", ООО "Вайлдберриз", ПАО "Ростелеком", АО "РУСАЛ Новокузнецк", ПАО "Россети", ПАО "РусГидро", ООО "Агроаспект", входящее в X5 Retail Group, АО "Федеральная грузовая компания". Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в консолидированный бюджет.
Отметим, что воспользоваться этим механизмом могут не все компании. Законом устанавливаются параметры, соблюдение которых позволяет претендовать на эту форму контроля. Требования касаются суммы налогов, уплаченных за предыдущий календарный год, доходов, полученных за тот же период, и стоимости активов налогоплательщика. Всего в России около 2 тыс. компаний, отвечающих этим требованиям.
Рост интереса частных компаний к данной форме контроля объясняется тем, что применение налогового мониторинга позволяет налогоплательщику оперативно урегулировать спорные вопросы, заранее оценить последствия хозяйственных операций, что повышает уровень правовой определенности в отношениях бизнеса с государством. В результате риски налоговых доначислений снижаются, сокращаются издержки на комплаенс, сопровождение мероприятий налогового контроля, судебные тяжбы.
По данным ФНС, в среднем количество документов, предоставляемых компаниями по требованию фискалов, снизилось на 77%, уточненных деклараций — на 9%, количество требований о предоставлении документов и пояснений — на 54%. Приведенные цифры, помимо прочего, свидетельствуют о сокращении числа контактов с налоговыми органами.
Вместе с тем некоторые участники рынка, в том числе госкомпании, выражают определенные опасения. В частности, в качестве факторов риска отмечают потенциальное несоблюдение безопасности при предоставлении доступа к данным бухгалтерского учета, возможные нарушения режима государственной тайны. Кроме того, как на препятствие переходу на налоговый мониторинг указывают на отсутствие необходимой технической базы для электронного взаимодействия с налоговым органом.