Экспертный совет при ФАС, куда входят представители службы и участники рынка, в августе разработал проект базовых принципов взаимодействия участников цифровых рынков. В число таких принципов вошли:
- разумная открытость цифровых платформ (в частности, свободный доступ к информации о том, как происходит ранжирование результатов поиска);
- нейтральное отношение ко всем сторонам рынка (ФАС уже вынесла предупреждение Microsoft из-за неправомерного предоставления преимуществ собственному антивирусному ПО);
- обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ними (например, Booking.com признан нарушителем из-за злоупотребления доминирующим положением для навязывания невыгодных условий договоров гостиницам и отелям);
- недопущение расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы цифровых платформ (против Google также было возбуждено дело о непрозрачных правилах в пользовательском соглашении YouTube, позволяющих блокировать и удалять аккаунты без предупреждения);
- обеспечение прав пользователей платформы, в том числе путем рассмотрения их обращений и предоставления им полных ответов.
Свод правил поведения игроков на цифровых рынках сформулирован для избежания основных рисков и недобросовестных практик, зафиксированных в отрасли. По словам экспертов, базовые принципы, с одной стороны, будут способствовать формированию открытых, прозрачных, недискриминационных условий для ведения бизнеса, а с другой ― обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, в частности свободы получения и распространения информации и неприкосновенности частной жизни.
В ходе дальнейшей работы над проектом планируется проработать механизм урегулирования споров, возникающих при несоблюдении обозначенных базовых принципов.
В «Яндексе», «Авито» и AliExpress заявили, что участвовали в обсуждении базовых принципов ФАС и поддерживают их. Сбалансированный подход службы, основанный на саморегулировании онлайн-платформ, позволит развивать конкуренцию, улучшать пользовательский опыт и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, ожидают в «Яндексе». В Ozon сообщили, что также концептуально поддерживают идею саморегулирования, а в ВТБ — что выступают за открытые и понятные всем правила взаимодействия поставщиков с экосистемами.
В «Авито» полагают, что выработанные принципы будут использоваться ФАС при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, однако цель создания документа скорее превентивная ― он должен снизить число рассматриваемых дел.
Помимо базовых принципов, антимонопольная служба разработала так называемый пятый антимонопольный пакет, посвященный регулированию цифровых рынков и платформ, напомнил юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Антон Ломтев: после его принятия можно будет сопоставить то, как установленные правила нашли свое отражение в законе, и, соответственно, то, как служба будет им следовать. С юридической точки зрения появление «базовых принципов» деятельности цифровых платформ означает, что антимонопольное ведомство в своей практике должно будет опираться на них, используя их как «маркеры», задающие векторы принятия решений, добавил эксперт.