В январе–мае этого года ФССП возбудила 3,7 млн исполнительных производств о взыскании задолженности с граждан в пользу кредитных организаций. За год количество злостных неплательщиков выросло на 1,1 млн, следует из данных службы. Судебные приставы планируют принудительно собрать долги на общую сумму 482 млрд рублей, или на 28% больше, чем год назад.
На начало лета наибольшее количество злостных неплательщиков зарегистрировано в Краснодарском и Красноярском краях, Башкортостане, Свердловской и Челябинской областях, рассказали в ФССП.
По актуальным данным Центробанка, на 1 июня объем просроченной задолженности по кредитам физлиц достиг 992 млрд рублей, или на 134 млрд больше годичной давности. При этом доля просрочки в розничном портфеле банков на начало лета составила 4,5% против 4,7% прошлогодних.
Пандемия COVID-19 и введенные ограничения повлияли на финансовое благосостояние россиян и на их возможность в срок обслуживать свои кредитные обязательства.
Зона риска
Зачастую банки обращаются в суд уже после того, как работающее с ним коллекторское агентство, условно говоря, расписывается в бессилии — остается только один способ взыскать долг: с помощью судебных приставов. Хотя такой метод для кредитной организации менее выгоден. Потому как период выплаты может растянуться на годы, если у должника есть проблемы, а требуемая сумма уменьшится как минимум на размеры пени и штрафов. На сам процесс уйдет от двух месяцев до года, а если речь о крупных суммах или спорах с юрлицами, то и на несколько лет.
Неисполнение решения суда заемщиком чревато принятием приставом мер принудительного взыскания, включая наложение ареста на имущество должника, напомнила эксперт адвокатского бюро S&K Вертикаль Яна Платицина. По ее словам, также взыскание может быть обращено и на зарплату должника, но в пределах 50% от нее. Возможны временное ограничение на выезд гражданина из страны, если сумма задолженности превышает 30 тыс. рублей, а также на право управлять автомобилем.
Также отказ от добровольного исполнения решения суда может стать основанием для взыскания с должника в пользу государства сбора в размере 7% от суммы задолженности, добавила юрист. Других последствий для неплательщиков нет. Они могут оформлять кредиты (если их одобрят, история все-таки будет серьезно испорчена), а также в отличие, например, от граждан-банкротов открывать и закрывать компании, ИП, занимать руководящие должности.
Кредиторы всё чаще стали обращаться в суд с целью взыскания задолженности. В 2020-м доля «просуженных» долгов в продаваемых портфелях достигла 56% против 35% в 2019-м. В этом году рост показателя продолжится, однако темпы не будут столь агрессивными и вряд ли превысят отметку в 60%, полагают эксперты.