Новости бюро

«Дело отцов и врачей»: как преследуют геев с детьми от суррогатных матерей. Комментарий Юлии Андреевой для Wonderzine.

Мужчинам сложнее воспользоваться ЭКО и суррогатным материнством, а гомосексуальные отцы вынуждены бежать из страны, чтобы их детей не забрали в приюты
S&K Вертикаль

На прошлой неделе стало известно, что в рамках расследования дела о «торговле детьми» Следственный комитет планирует задержания и аресты гомосексуальных россиян, которые воспользовались услугами суррогатных матерей. Подозреваемыми проходят как минимум десять человек, главный из которых, гендиректор фирмы «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев, сейчас в Праге. Гомосексуальные отцы тоже вынуждены бежать из страны, чтобы их детей не забрали в приюты. Рассказываем, что происходит с суррогатным материнством в России и как вышло, что оно стало новым инструментом давления на гомосексуальных мужчин.

Закон не запрещает воспользоваться процедурой одинокому мужчине, но ему придётся сложнее, чем женщине

Суррогатное материнство возможно и для одиноких мужчин. «Закон не запрещает им воспользоваться процедурой, но мужчинам придётся значительно сложнее, чем женщинам, — говорит советник и руководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Юлия Андреева. — Ему точно придётся получать свидетельство о рождении с прочерком в графе „мать“ через судебное разбирательство: в подавляющем большинстве случаев одиноким отцам приходится оспаривать решение государственного органа ЗАГС, которые являются незаконными. Незаконны они как минимум потому, что нарушают основополагающие права и свободы гражданина. Есть достаточно много наработанной положительной практики по этому вопросу, однако известны и случаи отказа по таким делам».

Юлия Андреева напоминает, что, согласно Конституции РФ, «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации», так что возможный запрет на суррогатное материнство для мужчин можно считать формой дискриминации. Тем не менее юридическая составляющая процесса суррогатного материнства в России остаётся запутанной и плохо контролируемой. Юлия Андреева считает, что отсутствие специального закона может быть продиктовано сопротивлением РПЦ. «Да, мы живём в светском государстве, но влияние РПЦ на политику нельзя отрицать, — считает юрист. — Другой возможной причиной можно назвать отсутствие смелости выйти с такой законодательной инициативой».

Это атака на логику и здравый смысл, законы и Конституцию. Это атака на семью.

Юлия Андреева напоминает, что отказ гомосексуальным отцам в донорстве противоречит Конституции, которая прямо запрещает дискриминацию: «Российская медицина официально принимает Международный классификатор болезней, где даже в предыдущей, десятой версии гомосексуальность не считается заболеванием. Но это не мешает представителям МВД считать её „отклонением“».

«Согласно приказу Минздрава РФ, услугами ЭКО и суррогатного материнства могут воспользоваться как разнополые семейные пары, заключившие брак или живущие без регистрации отношений, так и одинокие женщины. Одиноких мужчин в перечне нет. Но это не значит, что они не могут воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, поскольку ограничение таких возможностей — дискриминация. Конституционный суд РФ отметил, что охрана достоинства личности является неотъемлемой обязанностью государства, а вмешательство в автономию личности недопустимо. Сексуальная ориентация и гендерная идентичность — не повод, чтобы отбирать детей», — резюмирует юрист.

В России зарегистрировано почти 650 тысяч семей, в которых детей воспитывают одинокие отцы. Как определить сексуальную ориентацию родителя, который воспользовался услугами суррогатной матери? Ответа на этот вопрос нет. щью.

«Сексуальную ориентацию человека невозможно определить по геному, то есть провести тест и получить результат не получится», — говорит Юлия Андрееева. Гомосексуальность нельзя рассматривать квалифицирующим признаком, напоминает эксперт, но следователи будут искать этих мужчин через фирмы «Росюрконсалтинг» и «Европейский центр суррогатного материнства» (директор последней Владислав Мельников сейчас также арестован. — Прим. ред.). Юрист отмечает, что предсказать исход дела невозможно, потому что оно носит политический характер. «Решение будет зависеть от смелости лица, которое его примет», — считает она.

Подробнее: Wonderzine
Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies