Новости бюро

Дел становится все меньше, но они дорожают: исследование банкротного рынка. Комментарий Хамматовой Алины для Право.ru

S&K Вертикаль

Рынок корпоративных банкротств в России продолжает сжиматься в части новых дел, но стоимость отдельных споров растет. Юристы отмечают, что конфликтующие стороны все чаще предпочитают решать проблемы путем переговоров, а не через процедуру банкротства. При этом наблюдается рост числа банкротств физических лиц и усиление тенденции по привлечению контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Эти и другие тренды нашли подтверждение в результатах ежегодного исследования рынка банкротств, проведенного аналитиками Право.ru.

В 2023 году продолжилась и даже усилилась тенденция по снижению числа введенных процедур конкурсного производства в отношении юридических лиц. За исключением небольшого отскока в 2021 году, вызванным отложенным эффектом первого банкротного моратория, этот показатель снижается на протяжении уже шести лет. Об этом свидетельствуют данные Федресурса. Одновременно с этим снижается и доля дел, в которых кредиторы не получили ничего – пять лет назад таких дел было 62%, а в 2023-м 54,7%. Все эти тенденции нашли подтверждение в результатах банкротного исследования за 2023 год, которое подготовили аналитики Право.ru: споров стало меньше, а денег в них – больше.

В течение последних 5 лет отмечается стойкое и последовательное сокращение количества корпоративных банкротств, подтверждают специалисты. Это может свидетельствовать о коренном изменении подхода бизнеса к применению института банкротства, считает эксперт. «В силу ужесточения регулирования и судебной практики в части привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности банкротство стало очень плохим способом «списать» долги и избежать ответственности. Осторожный прогноз юристов на ближайшие годы – сохранение текущей тенденции на плавное уменьшение общего количества процедур.

Юристы отмечают, что часто сталкиваются с тем, что конфликтующие стороны перестают рассматривать банкротство как удобный инструмент для достижения своих целей, отличных от его первоначального предназначения. Вопрос погашения долга все чаще переходит в плоскость переговоров и решения накопившихся проблем иными, мирными способами.

В то же время юристы обращают внимание на определенный рост количества наблюдений – стадии банкротства, которая зачастую предшествует конкурсному производству. По их оценке, этот рост связан прежде всего с введением в 2022 году моратория на банкротство, в связи с чем часть процедур фактически была отложена на 2023 год. О том, что рост связан с мораторием, говорит и советник S&K Вертикаль Алина Хамматова.

«Снижению числа конкурсных производств можно было бы радоваться при условии одновременного роста реабилитационных процедур, но такой статистики, увы, не прослеживается», – комментирует Хамматова. Поэтому такая статистика может свидетельствовать только об одном – большая часть банкротов не имеет ресурсов на сопровождение своего собственного банкротства, а это основание для прекращения дела.

Еще одно обстоятельство, которое говорит в пользу вероятного сохранения тренда – уже случившееся повышение судебных пошлин, из-за которого заявителям теперь приходится платить в рамках каждого обособленного спора.

Еще одно заметное изменение – предложенная Верховным судом и принятая в мае реформа банкротных процедур. Она впервые за много лет повысила порог долга для банкротства юридических лиц, установила единый срок для обжалования промежуточных актов и ввела упрощенный порядок рассмотрения многих видов обособленных споров. В связи с этим нельзя не обратить внимание на среднюю продолжительность процедуры конкурсного производства, которая к 2023 году достигла 1124 дней – это больше трех лет. Изменения как раз направлены на то, чтобы разгрузить суды и ускорить производство по банкротным делам.

Большая интрига заключается и в том, как отразятся банкротная реформа и повышение пошлин на статистике по обособленным спорам. «Это первые масштабные изменения за последние несколько лет, преследующие своей целью разгрузить судебную систему от непропорционально растущей нагрузки банкротными спорами, упорядочить вопросы с восстановлением сроков на обжалование судебных актов и иные вопросы», – объясняет Алина Хамматова значение майской реформы. По словам эксперта, сейчас стоит ожидать разъяснений ВС о рамках применения новых положений Закона о банкротстве. «Возможно, ВС решил отследить динамику правоприменения новых положений нижестоящими судами и только потом сформировать общие подходы», – предполагает она.

Подробнее: Право.ru

Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies