Совет ЕС утвердил механизм передачи части доходов от заблокированных активов Банка России в пользу Украины, следует из соответствующего регламента, опубликованного в Официальном журнале Евросоюза.
Согласно документу, центральные депозитарии, которые хранят российские суверенные активы на сумму более €1 млн, должны будут перечислять не менее 89,7% годовой чистой прибыли от управления этими активами на нужды Украины (траншами два раза в год).
Но сами суверенные активы и доходы, полученные по ним вне управления депозитариями (в том числе купоны, дивиденды — то есть доход, который и в отсутствие санкций должен был быть начислен на активы российского ЦБ), останутся замороженными внутри депозитариев — какое-либо их использование регламентом не подразумевается. Также регламент никак не подразумевает директивного использования активов частных и институциональных инвесторов, заблокированных сначала из-за разрушения «моста» между Национальным расчетным депозитарием (НРД) и европейской инфраструктурой, а затем из-за прямых санкций против НРД, равно как и любых доходов по ним. То есть прибыли от реинвестирования таких частных активов могут использоваться по усмотрению депозитариев.
Какие средства будут передаваться Украине
В пользу Украины будет передана чистая прибыль, которую центральные депозитарии Евросоюза получают после 15 февраля 2024 года, управляя активами Банка России, следует из регламента. В документе объясняется, что в европейских депозитариях хранятся активы российского ЦБ или «любого юридического лица, организации или органа, действующего от имени или по указанию Центрального банка России, включая Фонд национального благосостояния России». Депозитарии управляют этими активами, что «приводит к получению непредвиденных и чрезвычайных доходов», указано в регламенте. Аналогичные чистые прибыли, накопленные до 15 февраля, не связаны никакими ограничениями и остаются в распоряжении депозитариев. Дата отсечения связана с тем, что ранее, с 15 февраля, Совет ЕС обязал центральные депозитарии применять особые правила учета в отношении остатков, накапливающихся в связи с заморозкой резервов ЦБ.
На финансовый вклад в пользу Украины предусмотрено направление 99,7% чистой прибыли, полученной депозитариями от реинвестирования активов Банка России. Чистая прибыль, доступная для передачи, формируется после уплаты корпоративных налогов на полученные доходы в соответствии с законами той страны ЕС, где учрежден депозитарий, а также после вычета административных и операционных расходов, относящихся к управлению этими активами.
Депозитарии смогут оставить себе до 10% средств, предназначенных для финансирования Украины, в интересах соблюдения «требований к капиталу и риск-менеджменту», говорится в регламенте ЕС. В частности, речь о резервировании возможных сумм на случай судебных разбирательств с Россией. «Если в будущем эта доля станет недостаточной, центральный депозитарий ценных бумаг должен иметь возможность подать в национальный надзорный орган обоснованный должным образом запрос на удержание дополнительного процента», — отмечается в документе.
Оставшиеся почти 90% чистой прибыли, предназначенной для перечисления на нужды Украины, депозитарии будут передавать по двум направлениям — в Европейский фонд мира (через него финансируется военная помощь Киеву) и на другие программы ЕС в интересах Украины через бюджет ЕС. В 2024 году соотношение между двумя этими направлениями составит 90 и 10% соответственно, говорится в сопроводительных материалах ЕК. Таким образом, эффективная доля чистой прибыли депозитариев от управления суверенными активами России, которая пойдет на финансирование военных поставок Украине, будет составлять минимум 80,8%. Раз в год ЕС будет пересматривать процентное распределение ресурсов по этим направлениям «в зависимости от приоритетности потребностей», первый пересмотр запланирован на 1 января 2025 года.
В регламенте ЕС утверждается, что «непредвиденные» прибыли от управления активами Банка России «не являются суверенными активами», поэтому механизм их передачи Украине не нарушает права собственности. При этом санкционные юристы отмечают, что по отдельным пунктам механизм передачи активов все же противоречит соглашениям, ранее принятым ЕС.
Что Россия может предпринять в ответ
В ответ на изъятие прибылей от замороженных государственных активов (или в дальнейшем самих активов) потенциально Россия может обратиться в инвестиционный арбитраж против государств — членов ЕС, которые осуществили изъятие, на основании двусторонних международных договоров по защите инвестиций, говорит юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Рафаэль Нугманов. «При наличии положительного решения инвестиционного арбитража Россия может попытаться обратить взыскание на их активы в других государствах», — указывает он.
Однако такая практика не является универсальной, предупреждает Нугманов: не каждое государство охотно допускает обращение взыскания на чужие государственные активы, на которые распространяется суверенный иммунитет.
В настоящий момент Россия не заинтересована в изъятии активов нерезидентов, находящихся на счетах типа С, — она более заинтересована в осуществлении обмена в рамках президентского указа № 844 на замороженные иностранные российских частных инвесторов, полагает Нугманов. Между тем, по его мнению, нельзя исключать, что Россия может осуществить зеркальные меры и обратить взыскание не на счета типа С, а на счета типа И, на которые зачисляются выплаты Минфина по суверенным евробондам России в адрес нерезидентов.