За 9 месяцев в Северной столице 341 предприятие было признано несостоятельным — на 39,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С этим показателем Петербург занимает третью строчку среди всех регионов после Москвы (1,17 тыс.) и Московской области (358 компаний), следует из данных Федресурса.
В целом город на Неве следует общероссийскому тренду, наметившемуся в этом году, на снижение числа корпоративных банкротств. В стране за три квартала несостоятельными признаны 5 тыс. компаний, что на 29,8% меньше, чем в январе–сентябре прошлого года.
По мнению опрошенных экспертов большую роль в этой статистике сыграл мораторий. Он действовал с 1 апреля по 1 октября 2022 года. Однако статистические данные свидетельствуют о потенциале роста банкротств в будущем.
Действительно, в пользу такой версии говорят, например, планы кредиторов. За прошедшие 9 месяцев они разместили на Федресурсе 23,5 тыс. обязательных уведомлений о намерении банкротить своих должников, это почти в 3 раза больше аналогичных показателей прошлого года. При этом на протяжении текущего года конкурсные кредиторы продолжают активно инициировать процессы о несостоятельности в отношении своих контрагентов: почти 80% процедур были открыты судами страны именно по их заявлениям, что на 11% больше аналогичных показателей 2022 года.
При этом Федеральная налоговая служба, считающаяся системным игроком банкротного рынка, несколько снизила свою активность. Доля ФНС России как заявителя упала до 13,4% от всех процедур (24,1% годом ранее).
Сергей Высоцких, руководитель проектов адвокатского бюро "S&K Вертикаль", выделяет несколько свежих судебных позиций, которые влияли и влияют на банкротную практику в нынешнем году. Так, теперь налог на прибыль от продажи залога не уплачивается за счёт средств, вырученных от реализации самого залога. Эта позиция закреплена постановлением Конституционного суда в мае.
Верховный суд также внёс свою лепту в развитие банкротной практики, сделав безопаснее сделки с компаниями, в отношении которых уже возбуждено дело о несостоятельности, отмечает Сергей Высоцких. ВС РФ своим определением в сентябре по одному из арбитражных дел разъяснил: сотрудничество с должником, в отношении которого инициирован процесс о несостоятельности, не означает, что компания осведомлена о неплатёжеспособности должника.
По числу личных банкротств Петербург занял шестую строчку в стране. В Северной столице судами признаны несостоятельными 8 тыс. человек, что на 10% больше результатов января–сентября 2022 года. При этом в целом по стране личные судебные банкротства демонстрируют более значительный рост: 249,9 тыс. россиян за три квартала стали несостоятельными, что почти на 30% выше прошлогодних показателей.