Новости бюро

Бои без правил: обзор тенденций в корпоративных конфликтах. Итоги Петербургского правового саммита.

Корпоративные конфликты чаще всего возникают между бенефициарами или между бенефициарами и менеджментом. Сейчас много таких конфликтов возникает из-за смены собственников в результате ухода иностранцев. Основные инструменты решения корпоративных конфликтов
S&K Вертикаль

За любым корпоративным конфликтом всегда стоит конфликт личностный. Чаще всего это конфликт между бенефициарами либо между бенефициарами с одной стороны и менеджментом с другой. Текущее изменение обстановки вносит определенные корректировки. В первую очередь это массовая смена собственников в связи с уходом иностранцев. Это повышает риски развития конфликта в корпорации и влечет необходимость превентивной работы с такими рисками, а также эффективной защиты – в случае их наступления. 

«По истечении времени у новых российских собственников встают первые проблемы об управлении таким бизнесом, о выполнении показателей KPI, анонсированных при получении согласия на сделку, разные взгляды на развитие бизнеса, желание усложнить корпоративную структуру и вывести из-под риска новых бенефициаров, привлечение новых собственников – инвесторов для развития бизнеса. Последние полтора года выработан ряд инструментов приоритетной защиты прав российских компаний – изменение подсудности, ограничение доступа к информации и корпоративных прав участников ЭЗО» - рассказала партнер АБ «S&K Вертикаль» Наталья Колерова

«Мы отмечаем тренд увеличения числа конфликтов, связанных с созданием параллельного бизнеса мажоритарным участником или топ-менеджментом.» - делится опытом Алена Бачинская, партнер АБ «S&K Вертикаль». «Миноритариям сложно выявить параллельную структуру, на которую выводятся активы и переводится бизнес. Они вынуждены прибегать ко всем имеющимся инструментам защиты своих прав: это и истребование документации у общества, и оспаривание сделок, и взыскание корпоративных убытков. Венцом такой борьбы часто становится иск об исключении мажоритарного участника». Бачинская отмечает, что еще один способ, по сути принудительного разрешения острого корпконфликта, реализует в настоящий момент государство в виде исков Генпрокуратуры о деприватизации и изъятии актива у собственников. «Иногда острый корпконфликт лучше закончить миром, чтобы не рисковать утратой актива» - резюмирует Бачинская.

Особое место в корпоративном конфликте всегда занимал регистратор, ведущий учет акций в конкретной корпорации. «Задача хорошего регистратора – быть нейтральным, неукоснительно соблюдать требования законодательства и активно включаться в правовое поле. В частности, остро стоит проблема вернувшегося «гринмейла», толкования регистратором судебных актов о принятии обеспечительных мер, о передаче документов и информации, имеющейся у регистратора» - отметила директор Центра обслуживания эмитентов АО «Реестр» Юлия Могиленко.

Если корпоративный конфликт осложнен уголовным делом, то это может как ускорить передел активов, так и замедлить. Сергей Гревцов, партнер АБ «Бартолиус» подчеркнул, что самыми популярными инструментами уголовного процесса, которые используют для вмешательства в корпоративное управление остаются: запрет следователя на проведение собрания участников/акционеров/кредиторов; арест доли/акций российской организации, независимо от того на каком уровне обвиняемый владеет долей/акциями дочерней компании; передача целых имущественных комплексов третьим лицам на основании постановления о признании его вещественным доказательством.

Аналогично в качестве активного инструмента решения корпоративного конфликта используют банкротство, оно вовлекает в решение конфликта широкий круг прямо не заинтересованных в нем участников, делает его непредсказуемым и превращает в игру с отрицательной суммой. «В то же время, практика давления на участников корпконфликта посредством привлечения их к субсидиарной ответственности, персонального банкротства и выкупа доли с торгов не теряет своей актуальности. Актуальным становится вопрос и о банкротстве иностранцев в России тогда, когда целью являются производственные активы, достичь договоренности о приобретении которых по каким-либо причинам не удалось» - пояснил руководитель юридического департамента российского офиса Группы компаний National Pulse. 

Корпоративный конфликт затрагивает множество аспектов бизнеса, влияет на отношения с контрагентами и грозит бизнесу в целом. Меняющаяся экономическая коньюнктура может повышать индекс конфликтности деловой среды, и мы станем свидетелями еще многих противостояний. Но хорош тот конфликт, которого нет. Предпосылкой быстрого и мирного разрешения противоречий между владельцами бизнеса может быть грамотное документальное оформление отношений, наличие соглашения между акционерами и участниками. Тема корпоративных конфликтов только усиливает свою актуальность, подытожил модератор сессии Андрей Набережный, главный редактор журнала «Арбитражная практика для юристов».

Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies