Председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Георгий Волков заявил, что в России пора прекратить практику применения статьи Уголовного кодекса РФ о создании организованной преступной группы (ОПГ) в отношении предпринимателей.
Хитросплетение статьей
«Существует проблема 210 статьи УК РФ ("Организация преступного сообщества"), которую иногда вменяют предпринимателям, дабы заключить их в СИЗО и тем самым обойти запрет на их заключение под стражу по экономическим статьям. Есть случаи, когда по этой статье содержатся в изоляторе директор предприятия, его учредитель и бухгалтер. С точки зрения следствия, они создали преступную группу. В суде зачастую такие дела разваливаются, но люди во время следствия не могли выйти на свободу и не могли подпасть под возможное объявление амнистии.
С точки зрения членов ОНК, необходимо включить часть 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») в перечень статей, на которые будет распространяться амнистия, если осужденный являлся субъектом предпринимательской деятельности. Соответствующие законопроекты готовятся сейчас в Государственной Думе.
После начала СВО два раза поднимался вопрос об амнистии. Оба соответствующих законопроекта сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме. Но ни один из документов не подразумевает амнистию по ст. 159, ч. 4. Ее вменяют основному количеству бизнесменов. Тем самым обходится запрет на содержание в СИЗО предпринимателей. Только в столичных СИЗО сейчас находятся около 1 тысячи человек.
Правоохранители нашли лазейку
Поднятый главой столичной ОНК вопрос уже неоднократно обсуждался, в том числе — с уполномоченным по правам предпринимателей, отметили опрошенные эксперты. Были внесены поправки в статью 108, которая прямо указывала, что нельзя избирать мерой пресечения заключение под стражу по экономическим преступлениям при отсутствии обстоятельств, указанных в части 1 статьи.
Чтобы отправить подозреваемого или обвиняемого на время следствия и суда за решетку, он должен не иметь постоянного места жительства на территории РФ или его личность должна быть не установлена. Также к вышеуказанным обстоятельствам относится нарушение ранее избранной меры пресечения. Либо подозреваемый должен скрываться от органов предварительного расследования или от суда. Стоит отметить, что практически всегда такие обстоятельства отсутствуют.
Чтобы обойти этот запрет, правоохранители стали скопом вменять своим «подопечным» бизнесменам 210 статью УК — организацию преступной группы. Между тем, в любом коммерческом предприятии всегда есть иерархия и подчинение. Но это не сообщество, которое создавалось с целью совершения преступления. Поэтому вопрос назревал давно.
Действительно, обвинение предпринимателям часто необоснованно утяжеляется предъявлением им обвинения по статье 210 УК РФ, согласился в беседе с корреспондентом «Эксперта» адвокат бюро «S&K Вертикаль» Максим Стрильченко.
Еще одной проблемой является отнесение деяний, совершенных предпринимателями, к преступлениям, совершенным в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и соответствующая квалификация их действий.
Максим Стрильченко, адвокат «S&K Вертикаль»
И, конечно, уверен Максим Стрильченко, предложенная мера скажется на бизнесе, так как давно пора прекращать практику привлечения бизнесменов по ст. 210 УК РФ. Вводя уголовную ответственность за создание и участие в преступном сообществе, законодатель вкладывал в неё иной смысл и значение, уверен он. Уголовный кодекс, напомнил юрист, был принят в 1996 году, в то были время совершенно иными социальная и экономическая обстановка в стране. Можно сказать, что преступные сообщества раньше совершали насильственные преступления против жизни и здоровья. Теперь ситуация изменилась.