Конфискация имущества
С таким предложением выступил в своем телеграм-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин. 13 января он написал, что находящиеся за пределами РФ граждане уверены в своей безнаказанности и поэтому «считают возможным оскорблять Россию, ее жителей, солдат и офицеров». А источники их доходов, например от аренды жилья или работы, часто находятся в России. По мнению депутата, конфискация имущества уехавших станет эффективной мерой правового воздействия и позволит компенсировать нанесенный государству ущерб.
Действующий Уголовный кодекс предусматривает безвозмездное изъятие имущества и обращение его в собственность государства на основании обвинительного приговора. Например, это возможно при осуждении человека за финансирование террористической или экстремистской деятельности, а также для активов, полученных преступным путем (ст. 104.1 УК).
Чтобы использовать этот механизм по отношению к «предателям», Володин предлагает указать на возможность конфискации еще в трех статьях УК: о призывах к экстремизму (ст. 280 УК), о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК) и о дискредитации вооруженных сил (ст. 280.3 УК). При этом конфискацию имущества в пользу государства, как и другие меры уголовного наказания, можно было бы применять только при установлении судом вины конкретного лица, считает депутат.
Еще лишать имущества предложили иностранных агентов. С такой инициативой выступил Фонд защиты национального исторического наследия. У лиц, которые «призывают к внутренним беспорядкам, критикуя решения, принимаемые руководством страны», предлагается изымать как имущество, так и приносящий доход бизнес. Это касается и медийных личностей, и лиц, объявленных Минюстом иностранными агентами.
Первым, кто высказался за конфискацию еще в декабре, стал сенатор Сергей Цеков. По его мнению, собственность всех, кто критикует Россию из других стран, нужно отобрать и использовать для финансирования специальной военной операции.
Ограничения на работу
Автором другой ограничительной идеи стал Клишас. В середине декабря он заявил, что российские власти могли бы сделать «менее комфортным» пребывание за границей для граждан, которые уехали после объявления мобилизации. Для сотрудников госсектора, сферы транспортной безопасности и других «чувствительных» отраслей должны действовать ограничения на работу вне России, полагает Клишас.
Сразу после публикации слов Клишаса Минцифры выступило против ограничений на удаленку.
14 декабря сенатор обещал, что в скором времени внесет новеллу на рассмотрение Госдумы, но прошло уже больше двух месяцев, а законопроекта на эту тему пока так и нет.
Если же появится анонсированный Клишасом законопроект, то властям придется решать связанные противоречия. Например:
- введение запрета на дистанционную работу для работников отдельных отраслей противоречит принципу недопустимости дискриминации;
- надо определить четкие границы, какие именно работники будут относиться к отраслям, ограниченным в возможностях;
- нужно создать механизм расторжения трудовых договоров, уже заключенных на законных основаниях.
Без гражданства
Эту идею высказал председатель Госдумы еще в апреле, после того как сотрудница Первого канала Марина Овсянникова появилась в прямом эфире телевидения с антивоенным плакатом. После суда Овсянникова покинула Россию и переехала в Германию.
Инициатива не нашла отклика у одного из главных законотворцев страны, сенатора Андрея Клишаса.
Об этом же говорит и Конституция РФ. Ст. 6 Основного закона среди прочего устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
Но первые шаги по направлению к лишению гражданства уже предпринимаются. В ноябре Путин внес в свой же проект поправок к закону «О гражданстве» еще одно предложение. Речь идет о расширении списка преступлений, за совершение которых человека могут лишить приобретенного гражданства РФ. Его пополнят нормами об участии в «нежелательной» организации (ст. 284.1 УК), о публичном распространении фейков о российской армии (ст. 207.3 УК), о призывах к нарушению территориальной целостности России (ст. 280.1 УК) и о дискредитации вооруженных сил РФ (ст. 280.3 УК).
Приобретенное гражданство человек получает не по праву рождения, а по другим основаниям. Таким образом, новелла затрагивает лишь небольшую часть граждан РФ. Согласно пояснительной записке к законопроекту, с начала 2022 года по начало 2021-го приобретенное гражданство получили 7,3 млн человек.
Основной президентский законопроект внесли в Госдуму в декабре 2021 года, в первом чтении его приняли в апреле прошлого года, но с тех пор никакого движения по нему не было. Когда рассмотрят президентскую поправку о расширении оснований для лишения приобретенного гражданства, пока неизвестно.
При этом юрист практики частных клиентов адвокатского бюро S&K Вертикаль Виктория Шульгина считает дискуссионным и вопрос лишения гражданства натурализованных граждан. Она ссылается на ч. 1 ст. 6 Конституции, в которой указано: «...гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения...». Сама возможность отбирать приобретенное гражданство ставит под сомнение это положение Основного закона страны, обращает внимание эксперт. Правда, по ее мнению, законодатель может объяснить радикальную меру тем, что к натурализованному гражданину предъявляются более строгие требования.