Сейчас в отношении каждой организации, которая входит в холдинг, возбуждают самостоятельные производства со своими арбитражными управляющими и реестрами кредиторов. При этом есть ситуации, когда банкротство сразу группы компаний могло бы упростить процедуру и достигнуть ее главной цели — удовлетворить требования кредиторов. Например, когда все предприятия холдинга действуют как единый комплекс, где каждая организация отвечает за производство разных деталей для общего результата. Но в законе нет соответствующих механизмов.
Проблемы банкротства группы компаний
Одна из серьезных проблем — несогласованность процедур банкротства разных частей группы компаний. То есть в отношении каждого участника группы возбуждают самостоятельные дела о несостоятельности.
Возникает множество процедур, где суды отдают предпочтение интересам кредиторов одной фирмы-должника, забывая про кредиторов других компаний из той же группы. Так поступил Верховный суд при банкротстве концерна «РИАЛ», субординировав реституционные требования аффилированной организации. Те возникли из-за того, что в деле о ее несостоятельности оспорили подозрительную сделку по выводу имущества. В таких обстоятельствах крайне сложно добиться достижения общих целей для нескольких процедур, а провести успешную реабилитацию бизнеса фактически невозможно, отмечают опрошенные эксперты.
Решить проблему можно, если утверждать одного арбитражного управляющего для банкротства всех частей группы. Но суды не идут по этому пути. В одном из дел суд отказался утвердить кандидатуру финансового управляющего, занимающего аналогичную должность в другой организации, которую контролирует должник. Суд пришел к выводу, что у управляющего есть заинтересованность в отношении должника.
Суды часто не учитывают: активы группа направляет на то, чтобы достигнуть общих экономических целей. Пассивы показывают, как группа использует активы. Следовательно, следует соотносить активы и пассивы не отдельных компаний, а группы целиком.
Куда движется практика о банкротстве группы компаний
В законе нет критериев, чтобы определить круг лиц, которые могут входить в такую группу, и основания для введения ее банкротства. Но некоторые механизмы выработала судебная практика.
«Риск несостоятельности всей группы возникает тогда, когда есть противоправная цель в отношениях между частями одного холдинга, которая и привела одну из них к банкротству»- отметил юрист АБ «S&K Вертикаль» Даниил Анисимов
Надо ли менять закон
Опрошенные эксперты полагают, что пока нет необходимости менять закон.
Если же вводить такие правила в закон, предусмотреть все нюансы будет сложно. Кроме того, этот подход будет более гибким, поскольку суд сможет отказаться от объединения дел.