Новости бюро

Банковский прецедент: каковы шансы оспорить санацию. Разбор дела №А40-169963/14

Санацию Балтийского банка — банкрота оспорили владельцы Исаев и Шигаев. Разрешение спора в суде подтвердило правомерность решения о размытии доли бывших акционеров до нуля
S&K Вертикаль

СТОРОНЫ

Истец – ООО «Балтийский торговый дом» Андрея Исаева и Олега Шигаева, бывший мажоритарный акционер «Балтийского банка» (99,7%), ответчики – Центробанк, «Балтийский банк».

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТОРОН

От истца – «КИАП».

ФАБУЛА

Исаев и Шигаев не смогли договориться о продаже «Балтийского банка», в результате чего тот стал банкротом. Его санацией занялся «Альфа-Банк». Поскольку собственные средства Балтийского банка«ушли в минус» и составили -16,1 млн руб., ЦБ решил уменьшить уставный капитал до 1 руб., после чего провели допэмиссию. В ее результате владельцем 89% акций «Балтийского банка» стал «Альфа-Банк», а доля бывшего мажоритария размылась до 0,000005%.

СУТЬ КОНФЛИКТА

«Балтийский торговый дом» обжаловал незаконное, по его мнению, уменьшение уставного капитала и эмиссию и указывал, что это нарушает его права.

ПОЗИЦИЯ СУДОВ

С учетом того, что собственные средства банка составили минусовую величину, решения Комитета банковского надзора обоснованы.

КАКИЕ ЕЩЕ ТРЕБОВАНИЯ ВЫДВИГАЛ ИСТЕЦ

Он оспаривал дополнительную эмиссию акций (дело № А40-3562/2015) и сделку по приобретению дополнительно выпущенных акций одним из инвесторов (дело № А40-3547/2015), и все безуспешно.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА S&K ВЕРТИКАЛЬ

Арбитражная практика знает не так много подобных дел, где оспаривать санацию банка пытались акционеры-миноритарии, однако ни одна из таких попыток не увенчалась успехом. В этом смысле рассматриваемое дело является прецедентом – до него мажоритарии проблемного банка ни разу не пытались оспаривать санацию.

При санации банка акционеры обычно теряют над ним контроль, ведь их пакеты акций размываются, а в капитал банка входят сторонние инвесторы. Это происходит в результате уменьшения уставного капитала до величины собственных средств и допэмиссии. Эти операции прямо предусмотрены законом, так что ЦБ и временная администрация действовали согласно установленным правилам.

Тем не менее, у акционера «Балтийского банка» оставался шанс выиграть, если бы ему удалось доказать, что ЦБ неверно определил величину собственных средств банка, а значит, не имел права уменьшать капитал и проводить конвертацию акций. Но суд установил, что финансовые показатели банка рассчитаны в соответствии с законом.

Поделиться:
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies