Ассоциация дилеров Renault (АДР) ищет способы возместить инвестиции в дилерские центры после ухода французского концерна из России. Как следует из письма президента АДР дилерам, «сейчас ведутся консультации с юристами, имеющими опыт ведения дел в международных судах для подготовки коллективного иска к группе Renault».
В первую волну ухода иностранных концернов из РФ в 2015 году, когда деятельность сворачивали Seat и GM, существовала понятная схема возмещения инвестиций в дилерские центры. Тогда компенсации выдавались исходя из предположения, что инвестиции в дилерский центр окупаются за пять лет. Сейчас ситуация другая. Хотя есть понимание, что гарантия на машины Renault сохраняется, а обслуживание переходит к «Лада сервис», вопрос инвестиций ДЦ в ребрендинг не решен.
«Фаворит моторс» провел ребрендинг ДЦ марки в прошлом году, и это существенные инвестиции, которые не могли еще окупиться. При этом есть сомнения в необходимости и перспективах суда с Renault в международной юрисдикции, поскольку у автоконцерна после проведенной с правительством РФ сделки должен быть правопреемник в стране, который и обязан возмещать убытки.
Уточняется, что GM в 2015 году предлагала дилерам схему, по которой можно было получить компенсации инвестиций в ДЦ, но часть дилеров решила судиться и в итоге подписала с GM мировые соглашения. Renault этот вопрос никак не прояснил.
Адвокат АБ «S&K Вертикаль» Иван Бабин говорит, что в основе правопреемства лежит передача прав и обязанностей в силу договора либо на основании закона от одного лица к другому, при этом возможна передача как всего объема прав и обязанностей, так и какой-то их части. «В рамках ухода из России Renault передало свои активы, но не права и обязанности. Исполнение гарантийных обязательств Renault АвтоВАЗом, скорее всего, оформлено подрядным договором. При указанных обстоятельствах на текущий момент отсутствуют основания утверждать о наличии у Renault именно правопреемника»,— считает он.
Именно эта компания проводила анкетирование заявителей на приобретение статуса официального дилера марки в РФ, и от ее имени осуществлялось подписание договоров о намерении. Вне зависимости от того, кто станет владеть акциями компании, все сделки с ЗАО сохраняют свое действие и должны им исполняться. Реорганизация "Рено Россия" в любом случае будет предусматривать правопреемство новой компании по обязательствам. Исключение может составить только ликвидация- отметили опрошенные эксперты.
Однако следует иметь в виду, что инвестиции в дилерские центры осуществлялись в соответствии с требованиями, предъявляемыми французской компанией, и были направлены прежде всего на развитие бренда Renault. Исходя из этого, претензии могут быть предъявлены как к ЗАО "Рено Россия" или его правопреемнику, так и к группе Renault. Но важно детально изучить положения всех договоров, соглашений и протоколов, регулирующих деятельность дилерских центров и порядок осуществления ими инвестиций, чтобы определить основания предъявления иска и надлежащего ответчика.